Номинация премии рунета

2020
Описание
Ссылка на проект
Дополнительно

Правительство Москвы, Мобильное приложении «Дневник МЭШ» и виртуальные лаборатории – полная информация о школьной жизни и увлекательные интерактивные симуляторы опытов в любом месте в любое время

Проект «Московская электронная школа» (МЭШ) был запущен в 2016 году, и за 5 лет из инструмента для управления обучением в классе и помощника для учителя МЭШ стал единой образовательной средой, который ориентирован на всех участников образовательного процесса: школьников, родителей, педагогов. Платформа позволяет консолидировать и интегрировать в учебный процесс лучшие практики традиционного образования, современные цифровые и дистанционные технологии в образовании. Проект разработан Департаментом образования и науки Москвы совместно с Департаментом информационных технологий. МЭШ в цифрах: 2,8 млн пользователей: 1,1 млн школьников, 1,7 млн родителей, около 60 тыс педагогов 1491 здание школ подключено Инфраструктура МЭШ 21 тыс. высокотехнологичных классов создано 44 тыс.ноутбуков для педагогов 21 тыс. интерактивных панелей для классов 1,5 тыс. серверов 49 тыс точек Wi-Fi Ключевыми сервисами МЭШ являются Электронный журнал, Электронный дневник нового поколения, Библиотека электронных материалов и сервис «Портфолио учащегося». МЭШ устроена по принципу «все в одном»: в рамках одной цифровой платформы на базе собственной инфраструктуры выстроено функционирование полного образовательного цикла. Одним из важнейших элементов концепции МЭШ является предоставление всем пользователям возможности удаленного доступа к сервисам, в том числе и с мобильных устройств. Это связано с реалиями сегодняшней жизни, когда школьники и их родители хотят иметь возможность получать полную информацию об учебе и заниматься в любом удобном месте, в любое удобное время. Также адекватным ответом на условия пандемии стало добавление к этому постулату и возможности быстрого и простого перехода на обучение в дистанционном режиме. Современные мобильные устройства способны практически полностью удовлетворить эти потребности школы в обеспечении мобильного обучения. Поэтому один из основных сервисов платформы МЭШ – Электронный дневник –реализован не только в веб-версии, но и в виде мобильного приложения «Дневник МЭШ». Сегодня это незаменимый помощник родителя и школьника в учебе. Так родителям он позволяет сделать учебный процесс прозрачным и понятным, а взаимодействие со школой простым: он может оперативно получать всю необходимую информацию о школьной жизни, работать в более тесной связке с педагогом и школой, своевременно реагировать на возникающие проблемы и помогать ребенку их устранять и т.д. А сервис «Москвёнок», интегрированный с приложением, позволяет управлять питанием ребенка в столовой и расходами в буфете (установить лимит ежедневных трат и стоп-лист на вредные для ребенка продукты в буфете и т.д.), пополнять баланс лицевого счета ребенка на карте «Москвёнок», а также своевременно узнавать, во сколько их ребенок пришел в школу и когда ушел с занятий. Это снижает напряженность и повышает доверие к образовательному учреждению, что в свою очередь усиливает единство школы и родителей, их взаимодействие в достижении образовательных целей, благодаря чему повышается и результативность обучения. Для школьника – это не просто расписание и оценки, а интегрированная образовательная среда, где он может выполнять задания, участвовать в обсуждениях и видео-звонках, изучать контент, который предлагает платформа – видеоуроки, тесты, игровые приложения, книги и учебники, улучшать свою успеваемость. Также с помощью приложения «Дневник МЭШ» пользователи в режиме онлайн могут получать информацию о программе обучения на год вперед, включая содержание и темы уроков, а также прикрепленные материалы учителем к уроку, даты предстоящих проверочных работ, делиться домашним заданием удобным способом и прикреплять к домашнему заданию фото и файлы со смартфона, и многое другое. Количество пользователей мобильного приложения «Дневник МЭШ» составляет 1,5 млн (Android – 63,4%, iOS –36,6%). Из них: школьники – 45%, родители – 55%. Число обращений к сервису за текущий год (1.01.-15.11 2021 г.) - 210 880 870. Чтобы обучение стало еще более мобильным и комфортным в 2021 году в приложении появился целый ряд новых сервисов и возможностей, которые позволяют сделать пользователей МЭШ более свободными в планировании своей школьной и внешкольной деятельности для высвобождения временных ресурсов для отдыха и творчества, позволяют собрать и делиться своими школьными и внешкольными достижениями, подтянуть знания и подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ. Среди новых крупных проектов 2021 года можно выделить запуск в феврале сервиса «Цифровой репетитор» с помощью которого школьники могут в онлайн-режиме посещать дополнительные занятия по разным предметам. Его главная цель — помочь детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, преодолеть сложности в изучении школьных дисциплин. Сегодня им могут воспользоваться бесплатно ученики 6–8 классов из малообеспеченных семей, также ученики 9–11 классов на платной основе. Уроки с цифровым репетитором проставляются в расписании, вход в виртуальный класс также можно осуществить из этого раздела прямо со смартфона. Осенью 2021 года в приложении «Дневник МЭШ» запущен новый сервис «Портфолио учащегося». С его помощью пользователи получают доступ к информации о всех личных достижениях ребенка в учебе, спорте, творческих и общественных мероприятиях и конкурсах, посещениях учреждений культуры. Для родителей портфолио будет служить предметом гордости за своего ребенка, даст возможность проанализировать его успехи для дальнейшей мотивации, а для школьника – повышает уровень самооценки и развивает стремление к самосовершенствованию. У пользователей есть возможность поделиться материалами портфолио не только в виде ссылки на документ, но и с помощью QR-кода. По просьбам пользователей добавлена возможность сохранить портфолио в формате PDF-файла. При этом настройки позволяют скрыть определенные разделы от получателя и установить срок действия ссылки. Пользователи также имеют возможность самостоятельно отправлять запросы на корректировку информации, и дополнять ее с помощью классных руководителей. Также среди важнейших обновлений – появление единого расписания дня ребенка – в дневнике теперь доступно не только расписание уроков, но и дополнительных занятий на базе школы, а также кружков и секций, которые посещает ребенок в других муниципальных организациях. Благодаря мобильному приложению оно всегда будет под рукой для планирования распорядка дня и проведения досуга. Работа с информационными технологиями требует и обеспечения защиты доступа к информации и самим устройствам. Поэтому осенью 2021 года, помимо стандартного способа входа по логину и паролю, были запущены дополнительные возможности для авторизации в приложении «Дневник МЭШ» - по пин-коду. Также дополнительно пользователи могут настроить вход по отпечатку пальца или через Face ID. Также для всех учащихся и родителей столицы доступен и новый способ входа в веб-версию Электронного дневника МЭШ - по QR-коду. Для этого необходимо отсканировать отображаемый QR-код, используя мобильное приложение «Дневник МЭШ». Скачать приложение «Дневник МЭШ» можно в Google Play и App Store. Оно доступно только зарегистрированным пользователям портала городских услуг https://www.mos.ru, а для авторизации в нем достаточно ввести данные учетной записи или авторизоваться по номеру телефона. Использование современных цифровых сервисов и интерактивных учебных материалов позволяет вовлечь ребенка в образовательный процесс и с детства адаптирует его к требованиям современного цифрового мира. Самым ярким представителем современного цифрового контента являются виртуальные лаборатории. Это интерактивные онлайн-симуляторы опытов и экспериментов для детей и взрослых, которые позволяют совершенствовать знания и навыки по предметам школьной программы, изучать свойства привычных вещей и явлений, создавать собственные объекты и логические задачи, а также превращать цифровое пространство в место виртуальных поединков и целых турниров. Виртуальные лаборатории делают занятия более увлекательными, интересными и доступными независимо от того, где выполняется работа — дома или на уроке. Виртуальная реальность сегодня – привычная для учащихся среда работы и творчества. Таким образом, виртуальная лаборатория – это альтернативный инструмент для освоения предметов школьной программы, который часто сохраняет и поддерживает все основные принципы и приемы занятий в классе. Перенос в виртуальное пространство домашних заданий – это расширение границ школьной жизни, возможность приспособить виртуальный мир для нужд школы, сделать учебу более привлекательной для ребят. А учителя смогут проводить демонстрации выполненных заданий в классе. Виртуальные лаборатории были запущены в Библиотеке МЭШ в 2019 году и они сразу завоевали признание среди пользователей: педагогов и школьников. Но наибольшее развитие проект получил именно в 2021 году – их число увеличилось за этот год в 1,5 раза. На сегодняшний день в Библиотеке МЭШ доступно 29 виртуальных лабораторий по предметам: физика, математика, биология, технология, информатика и черчение. Общее число запусков виртуальных лабораторий уже превысило 500 тыс. Из них 85% - это запуски лабораторий учителями для проведения виртуальных опытов и лабораторных работ на уроке. Доля школьников также постоянно растет. Виртуальные лаборатории по предмету «Технология» «Построение логических схем»: в пространстве лаборатории учащиеся могут познакомиться с логическими элементами и устройствами на их основе, исследовать их работу с помощью таблиц истинности и матриц Карно. Для учеников инженерных и ИТ-классов данная лаборатория может стать мощным инструментом для проектной и исследовательской деятельности по схемотехнике, а для педагогов – инструментом визуализации при погружении школьников в вопросы дискретной математики, алгебры логики и цифровой электроники. «Моделирование роботов»: пользователи смогут освоить основы робототехники, сконструировать и запрограммировать своего собственного мобильного, промышленного или сервисного робота. Уникальность лаборатории – в возможности создания собственных испытательных полигонов из набора интерьерных и конструктивных элементов. «Использование микроконтроллеров»: лаборатория помогает школьникам изучить принципы построения электронных схем для электроники и робототехники на базе программируемого микроконтроллера. Виртуальная лаборатория является мощным инструментом для проектной деятельности школьников, подготовки к чемпионатам и олимпиадам. «Логитариум» – уникальное виртуальное творческое пространство, участники которого в игровой форме изучают сложнейшие механизмы, учатся разбираться в принципах взаимодействия между объектами с помощью решения логических задач, открывают способы воплощения оригинальных идей при создании машин Голдберга и технических головоломок на их основе. А учителям технологии, физики и информатики лаборатория позволяет создавать интерактивные модели для объяснения и демонстрации устройств из мира техники и механики, интерактивных головоломок по аналогии с тестами Беннета. «Логитариум» также может служить отличной площадкой для организации и проведения интеллектуальных соревнований. Виртуальные лаборатории по предмету «Физика» «Оптика» – обеспечивает возможность воссоздания и демонстрации классических экспериментов по изучению законов геометрической оптики, определению оптических свойств линз и зеркал, измерению длины волны света в спектре видимого диапазона или лазера. А инструментарий виртуальной лаборатории позволит учителю визуализировать оптические схемы наблюдения интерференции и дифракции световых волн. «Механика» позволяет воссоздать и повторить множество классических и авторских экспериментов по статике и гидростатике, кинематике равномерного и равнопеременного движения, динамике и законам сохранения на примере поступательного и колебательного движений. «Молекулярная физика и термодинамика» позволяет не только проектировать и проводить эксперименты по изучению тепловых явлений, но и моделировать параметры «окружающей среды» для проведения исследований и проектных работ по молекулярной физике и термодинамике. «Электродинамика» предоставляет возможности для выполнения школьных лабораторных работ с электрическими схемами, а также физического практикума от базовых лабораторных работ до заданий ОГЭ по физике и этапов Всероссийской олимпиады школьников. В лаборатории реализована возможность создания экспериментальных задач («черных ящиков») на основе сборки электрической цепи, скрытой от пользователя, для самостоятельного нахождения способа расшифровки «черного ящика». Виртуальные лаборатории по предмету «Математика» С помощью виртуальных лабораторий «Планиметрия», «Стереометрия», «Графики функций. Часть 1» школьники смогут изучать основные геометрические объекты и их свойства, научатся создавать интерактивные чертежи, строить графики функций, выполнять различные измерения и т.д. Педагогам лаборатории предоставляют прекрасный иллюстративный материал для уроков, вовлекающий учащихся в процесс доказательств теорем и решения задач, стимулирующий пытливость и желание погружаться в предмет. Среди новинок 2021 года: 10 виртуальных лабораторий по предмету «Биология», по теме «Цитология» предоставят школьникам возможность в интерактивном формате изучить строение, функции и жизненные циклы растительной, животной и бактериальной клеток, разобраться в функциональном назначении органоидов клетки и изменениях размеров и формы органоидов клетки растения за период его жизни. Полученные знания можно закрепить в увлекательных интерактивных задачах в виде викторин. «Электромагнетизм Фарадей» предоставляет юным экспериментаторам широкий набор виртуального оборудования для проведения опытов по изучению электрических и магнитных полей, электромагнитных явлений и т. д. С его помощью в виртуальном пространстве можно проектировать и проводить эксперименты по электростатике, магнитостатике и электромагнетизму, а также сохранять для дальнейшего использования и обсуждения созданные проекты экспериментальных установок. Виртуальная лаборатория «Обработка результатов эксперимента» предназначена для анализа фотографий и видеозаписей, выполненных во время физических экспериментов для получения количественных данных о координатах и размерах объектов, их взаимном расположении, и об изменении этих параметров с течением времени. Полученные данные школьники затем могут использовать для дальнейших исследований и изучения физических закономерностей. «Информатика» содержит теоретические и практические материалы для изучения информатики и программирования для сдачи российских экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ) и международных (AP CS A, IB DP), а также предоставляет доступ к курсам для самостоятельного изучения языков программирования: C++, Python, Java.. В лаборатории предусмотрена возможность создания цифровых домашних заданий и тестов с функцией автопроверки. В виртуальном пространстве лаборатории «Черчение» воссоздается классическое черчение с помощью классических инструментов, которыми пользуются на бумаге: линейки, карандаша, ластика и др. Процесс черчения здесь максимально приближен к реальному: нарисованное нельзя отменить – только стереть, чертить линии можно только вдоль инструмента и т. д. В лаборатории учащиеся могут пройти весь путь создания чертежа: с чистого листа до готовой модели. Лаборатории «Теория вероятностей», «Графики функций. Часть 2», «Математический конструктор» и «Математическое моделирование» (также охватывает предмет «Физика») предоставляют пользователям доступ к готовым интерактивным исследованиям и лабораторным работам, шаблонам для самостоятельных построений. С их помощью можно создавать новые авторские интерактивные учебные материалы, ставить творческие задачи для проектной деятельности, демонстрировать опыты, явления, свойства объектов при объяснении материала на интерактивной доске или ПК педагога.

Образование и Кадры
https://uchebnik.mos.ru/catalogue school.mos.ru https://school.mos.ru/help/stats/virtuallaboratories https://school.mos.ru/help/stats/diary/diary-app

Сегодня МЭШ является важнейшим элементом концепции «Умный город 2030», который с помощью цифровых технологий призван кардинально улучшить городскую среду и условия жизни миллионов людей. «Московская электронная школа» (МЭШ) – это проект для учителей, детей и родите-лей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды всех школах города Москвы. В рамках МЭШ все участники имеют свободный доступ к учебному контенту; информации, касающейся учебного процесса и школьной жизни в целом; могут решать вопросы безопасности посещения детьми образовательных учреждений и питания в школе. Появившись в 2016 году, она стала неотъемлемой ча-стью столичной системы образования. МЭШ доступна онлайн для любого пользовате-ля из любой точки мира, с любого устройства в режиме 24/7/365.Количество пользователей сервисов МЭШ сегодня составляет более 2,8 млн., включая около 60 тыс. педагогов, 1,1 млн – учеников и более 1,7 млн родителей. В период с 2016 по 2021 гг. инфраструктурой МЭШ было оснащено 1 469 зданий образователь-ных организаций (> 44 тыс. ноутбуков для учителей, > 21 тыс интерактивных панелей), подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Также специализированное оборудование поставлено для всех столичных школ и колледжей ДТСЗН (дети с ограниченными возможностями.Также все школы столицы оборудованы единой сетью Wi-Fi – Study.mos (> 49 тысяч точек доступа). Воспользоваться беспроводным интернетом учащиеся могут на территории любой школы столичного Департамента образования и науки.В числе ключевых сервисов «Электронный дневник», «Библиотека МЭШ», сервис «Москвенок», «Портфолио учащегося» (информационная система «Проходи и питание»), мобильные приложения «Дневник МЭШ» и «Библиотека МЭШ». С нового учебного года сервисы МЭШ доступны на единой стартовой странице school.mos.ru.Таким образом, благодаря внедрению платформы МЭШ и совершен качественный скачок, изменивший облик столичного образования, заложен прочный фундамент для масштабных преобразований в данной сфере. В рамках внедрения новейших технологий и сервисов МЭШ выступает первопроходцем, способствуя развитию инновационных отечественных разработок сферы отечественного образования.


С точки зрения информационных технологий МЭШ обеспечивает предоставление и обмен данными не только между объектами городской инфраструктуры в сфере образования (школы, учреждения дошкольного образования, колледжи), но и целым рядом городских информационных систем и сервисов в сфере здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты, и т.д. Это помогает горожанам решать вопросы, связанные с записью в кружки, секции, посещать образовательные программы вузов; делает доступным образовательный контент лицам с ограниченными возможностями, позволяет проверить посещаемость сына или дочери в школе, следить за питанием или даже узнать результат итоговой аттестации школьника и многое другое.

Так, например, с апреля текущего года благодаря интеграции единой цифровой платформы здравоохранения с «Московской электронной школой» появилась возможность оформлять справку 095/у в электронном виде, т.е. приносить бумажную справку после болезни в городские школы или детские сады больше не обязательно. Она стала доступна онлайн как лечащим врачам поликлиник, так и медицинским работникам в образовательных учреждениях в системе «ЕМИАС.Школа». Учителя при этом могут видеть в электронном журнале «МЭШ» информацию о периоде освобождения ребенка от занятий, в том числе об освобождении от физкультуры

Также с сентября текущего года сведения о физической группе здоровья ребенка теперь автоматически передаются из ЕМИАС в электронный журнал МЭШ. Эта информация отображается у классного руководителя и, конечно же, у учителя физкультуры. Открывая электронный журнал класса, учитель физкультуры может ознакомиться с физической группой здоровья каждого учащегося и, соответственно, подобрать оптимальному программу физического воспитания, которая не только не навредит здоровью ребенка, но и будет способствовать его укреплению.

А благодаря взаимодействию с другими городскими информационными системами осенью 2021 в МЭШ запущен сервис «Портфолио учащегося» в котором аккумулируется вся информация о достижениях школьника в учебе, спорте, науке и творчестве, сохраненная в системе МЭШ и других подведомственных системах Департамента образования города. Школьники и их родители смогут самостоятельно вносить информацию в новый сервис и делиться своим «Портфолио учащегося» с организациями, педагогами и друзьями.

Кроме того, осенью 2021 г. в Электронном дневнике пользователям стала доступна не только информация о всех школьных занятиях, но и расписание кружков и секций, которые посещает ребенок в школе и других муниципальных организациях Москвы, что позволяет детям и родителям получать полную и актуальную информацию о рас-порядке дня для его грамотного планирования.

Формируя единую образовательную среду города, проект МЭШ способствует оптимизации и транспарентности расходов города в данной сфере. Автоматическая проверка значительно упрощает этот процесс. Кроме того, развитие сферы образования является драйвером экономического развития города и в долгосрочной перспективе влияет на его экономическое благополучие.

Кроме того, анализ данных, которыми обмениваются участники городской среды при помощи автоматизированных систем, предоставляет возможность осуществлять оперативное управление, а также мониторинг и диагностику как образовательной среды, так и достижений учащихся. Такой подход позволяет управлять качеством образования.


МЭШ – это облачная интернет-платформа, которая обеспечивает автоматизацию административных, методических и педагогических задач учебной и внеурочной деятельности, хранение и разработку образовательного контента, методическую поддержку учителей, позволяет на практике реализовать современные педагогические технологии и подходы, например, смешанное обучение и дистанционные программы, открывает возможности для непрерывного процесса обучения и профессиональной реализации каждого участника образовательного процесса.

Сегодня в состав МЭШ входят 12 информационных систем, которые обеспечивают получение 11 государственных услуг в сфере образования в электронном виде. При этом набор сервисов постоянно совершенствуется и расширяется.

С момента запуска в 2016 году и по настоящее время проект сочетает в себе практики традиционного образования и новейших цифровых технологий:

- развивает инфраструктуру школ: сегодня 100% московских школ оснащены передо-вой цифровой инфраструктурой МЭШ;

- трансформирует подходы в области образования по использованию информационных систем;

- применяет новые технологии для разработки авторского образовательного контента;

- предоставляет сервисы для дистанционного обучения на базе созданной инфраструктуры.

- помогает создать равные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями;

С технической точки зрения основными направлениями деятельности команды проекта являются:

- глубокий системный анализ современных образовательных технологий и инновационных практик в сфере образования (включая зарубежные),

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по техническому проектированию, разработке и апробации новых сервисов в пилотных зонах, а также их внедрение;

- поддержка пользователей сервисов МЭШ,

- обеспечение информационной безопасности и защита личных данных пользователей,

- техническое сопровождение и сервисная поддержка инфраструктурных решений,

- постоянный мониторинг пользовательской инфраструктуры с целью их корректировки и повышения эффективности;

Для полноценного использования возможностей платформы необходима инфраструктура: это Wi-Fi-точки доступа с высокоскоростным интернетом, школьные серверы, управляемые прикосновением интерактивные панели со встроенным компьютером, планшеты и ноутбуки учителей, система видеонаблюдения и турникеты на входе. Вторая составляющая проекта – это сервисы, которые предоставляют широкие возможности для своих пользователей, охватывая всю сферу образовательной деятельности.

Так приложение «Дневник МЭШ» – универсальная образовательная среда, которая является проводником в сфере образования для школьников и родителей и содержит полную информацию о школьной жизни ребенка. Приложение интегрировано со всеми ключевыми сервисами МЭШ: Библиотекой МЭШ и сервисом «Москвенок».

В основе уникального интегрированного продукта на основе Дневника МЭШ лежит внедрение новейшей разработки 2021 года – тематического каркаса – единого скелета, на который сегодня завязаны все сущности системы: планирование уроков, образовательный контент, контроль знаний. Ключевым преимуществом такого подхода является систематизация и структурирование всего контента, используемого в процессе обучения, путем формирования по каждому предмету набора тем, знаний и навыков.

Благодаря Тематическому каркасу учебный процесс для учащихся и их родителей становится более прозрачным и понятным. В электронном дневнике можно просматривать все материалы, прикрепленные учителем к уроку, или заданные на дом. Кроме того, отображаются темы, указанные в поурочном планировании. Ученик и его родители смогут быть в курсе предстоящих тем, или просмотреть уже пройденные, чтобы заранее сориентироваться, после каких тем предстоят контрольные работы, и лучше к ним подготовиться. Таким образом, Тематический каркас объединяет работу педагога с учебной деятельностью учащихся, создавая единое образовательное пространство

За период пандемии возможности сервиса были расширены для удобства использования сервиса в дистанционном формате обучения: у школьников появилась возможность прикрепить с мобильного устройства к домашнему заданию файлы из Галереи, загрузить фото или поделиться домашним заданием любым удобным способом, просматривать процент выполненных заданий в тестах, приложенных учителем к цифровому домашнему заданию. А родители смогли создавать учетную запись школьника для входа в сервисы МЭШ по упрощенной схеме прямо в личном кабинете приложения, отправлять уведомление в школу об отсутствии ребенка на занятии, настраивать пуш-уведомления о домашнем задании на завтра или оценках за день. Также благо-даря интеграции приложения с «Алисой» от «Яндекс» появилась возможность получать от виртуального помощника детальную голосовую информацию об оценках, расписании уроков и домашних заданиях в дневнике. Виртуальный помощник также сообщит баланс карты «Москвенок» и по запросу повторит любую информацию. Среди важнейших обновлений - интеграция в МЭШ решения MS Teams для проведения видеоконференций. Школьники получили доступ к виртуальному классу прямо из рас-писания.

Вход в мобильный дневник осуществляется с использованием учетной записи, созданной на портале городских услуг mos.ru. Также с осени текущего года каждый школьник или родитель может войти в мобильную версию дневника всего за не-сколько секунд, используя пин-код, либо дополнительно настроить вход по отпечатку пальца или распознаванию лица. Также появилась возможность входа по QR-коду в веб-версию Электронного дневника. Для этого необходимо отсканировать отображаемый QR-код, используя мобильное приложение «Дневник МЭШ».

Кроме того, сервис обеспечивает предоставление и обмен данными между целым рядом городских информационных систем и сервисов в сфере образования, здраво-охранения, культуры и спорта, социальной защиты, и т.д.

Так, например, благодаря такому взаимодействию осенью 2021 в мобильном приложении «Дневник МЭШ» запущен сервис «Портфолио учащегося» в котором аккумулируется вся информация о достижениях школьника в процессе учебы, сфере дополни-тельного образования или исследовательской деятельности. У школьников и их родителей есть возможность поделиться материалами портфолио не только в виде ссылки на документ, но и с помощью QR-кода. По просьбам пользователей добавлена возможность сохранить портфолио в формате PDF-файла. При этом настройки позволяют скрыть определенные разделы от получателя и установить срок действия ссылки. А пополнять раздел «Культура» сервиса «Портфолио учащегося» школьники могут «зачекинившись» через приложение при посещении культурных учреждений (музеев, театров, выставочных залов и т.д.).

Скачать приложение можно в App Store и Google Play.

Современные технологии помогают с большим интересом погружаться ребятам в учебный материал. Это не только современные сервисы, но интерактивный современный контент. Так наглядным примером таких образовательных материалов в МЭШ являются – виртуальные лаборатории. Это интерактивные онлайн-симуляторы опытов, которые предназначены для организации дистанционного образования, проведения опытов и лабораторных работ на виртуальном рабочем столе по различным школьным предметам в облачном приложении.

Основная технология, которая помогает сделать обучение проще и доступнее – это WebGL, которая позволяет воспроизводить трехмерную реальность и проводить настоящие виртуальные эксперименты, полностью имитируя работу в реальной физической или химической школьной лаборатории. Встроенные математические моде-ли позволяют свободно моделировать физику, химию, технологию, робототехнику и взаимодействовать с объектами с использованием набора лабораторного и инженерного 3D оборудования и измерительных приборов при отсутствии ограничений на количество одновременно используемых объектов в Виртуальной лаборатории (концепция «песочницы»). Используя технологию WebGL, школьникам и студентам даже не нужно устанавливать какое-либо специальное программное обеспечение. Всё, что нужно пользователям – это недорогой ПК или планшет с браузером с поддержкой WebGL 2.0.

Каждый ребенок может осуществлять полноценную работу в физической, химической или робототехнической лаборатории как в реальном мире. Физического, химического или робототехнического оборудование всегда будет под рукой в любое время, а ограничения по технике безопасности при проведении таких виртуальных опытов отсутствуют. Концепция «песочницы» позволит школьнику свободно экспериментировать, исследовать и подтверждать реальность физических или химических законов, принимать участие в виртуальных турнирах.


Проект МЭШ внес существенный вклад в развитие системы оказания государственных услуг в электронном виде. Благодаря которому сформирована полноценная цифровая экосистема в сфере образования.

2018 год «Московская электронная школа» вошла в список 100 главных образовательных проектов мира. Его высоко оценили на инновационном саммите HundrED (Хельсинки), который посвящен самым ярким инновационным проектам в области образования.

В 2019 году проект МЭШ стал победителем всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ (Рос-сия).

В 2020 году «Московская электронная школа» в составе комплекса цифровых проектов Правительства Москвы стала победителем национального ИТ-конкурса «Цифровые вершины» как лучшее решение для борьбы с COVID-19. Также заслуги МЭШ в борьбе с пандемией были отмечены и в 2021 году в рамках международной премии IT World Awards 2021. Проект было завоевал серебро в номинации «Команда года во время COVID-19». Также в текущем году согласно исследованию международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) Москва оказалась в тройке лидеров, наряду с Сингапуром и Таллином, по уровню цифровой оснащенности в школах.

МЭШ также признали лучшим проектом в номинации «Создание условий, направленных на рост информационно-технологического потенциала региона». Опытом по-строения единой цифровой экосистемы Москва системно делится с российскими регионами и зарубежными мегаполисами. Так, опыт реализации проекта был применен в г. Балаково Саратовская область (население - 187 523 чел.), где МЭШ пользуются более 45 тыс. пользователей. Также планируется масштабирование проекта в городе Хабаровск (население - 616 372 чел.), городе Орел (население 308 838 чел.).

МЭШ обладает и важной инклюзивной составляющей: дает возможность детям с ограниченными возможностями быть активной частью школьного сообщества: все специализированные школы столицы имеют доступ к сервисам МЭШ, инфраструктуру и специализированное оборудование.

В период пандемии МЭШ вошла в число наиболее востребованных школами России цифровых платформ, обеспечивающих дистанционное и электронное обучение по всем предметам для 1-11 классов. Согласно опросу учителей, проведенному Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», в городах-миллионниках РФ МЭШ являлось 3 по популярности системой-источником контента с показателем 29% (процент учителей, использующих материалы МЭШ).

Реализация на высоком уровне инновационных сервисов в сфере образования позволяет и в 2021 году сдерживать распространение инфекции CОVID-19 в городе Москве.

Мобильное приложении «Дневник МЭШ» играет важнейшую роль в обеспечении не-прерывного образовательного процесса одного из крупнейших мегаполисов мира, в том числе, при необходимости, обеспечивая условия для оперативного перехода на дистанционного обучение:

- служит удобным мобильным инструментом для коммуникации со школой, педагогами и одноклассниками,

- является источником информации о расписании уроков, домашних заданиях, оценках, планируемых проверочных работах и т.д.,

- дает возможность подключаться к дистанционным урокам из расписания дневника с мобильных устройств и многое другое.

- предоставляет доступ к широкому набору разнообразного контента на платформе для выполнения заданий и самоподготовки,

Также важнейшей основой для организации процесса обучения является широкий и разнообразный цифровой контент платформы, соответствующий школьной про-грамме по всем предметам. В 2021 учебном году акцент сделан на расширения набора виртуальных лабораторий, которые направлены на формирование у детей исследовательских навыков, развитие интереса к точным наукам и подготовка будущих инженеров и ученых.


Макаров Владимир Владимирович, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы (далее - ДИТ), руководитель по цифровизации Комплекса социального развития Москвы, отвечает за совершенствование управленческих и информационных сервисов столичной социальной сферы в области образования и здравоохранения, способствуя решению самых нетривиальных задач и последовательному развитию инновационных отечественных разработок.

В результате реализации ИТ-проектов в образовании в Москве в 2016-2021гг “Московская электронная школа” (КИС ГУСОЭВ) вошла в список 100 главных образовательных проектов мира. Его высоко оценили на инновационном саммите HundrED 2018 (Хельсинки), который посвящен самым ярким инновационным проектам в области образования. В 2019 году проект МЭШ стал победителем всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ (Россия). Также в 2020 и 2021 году проект МЭШ в составе комплекса цифровых решений Правительства Москвы был отмечен как лучшее решение для борьбы с COVID-19 в рамках национального ИТ-конкурса «Цифровые вершины» и международной премии IT World Awards 2021. А согласно исследованию 2021 года международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) Москва, благодаря проекту МЭШ, оказалась в тройке лидеров, наряду с Сингапуром и Таллином, по уровню цифровой оснащенности в школах.


МП Дневник МЭШ

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61515eb09a79470a958a4ae6

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/614b7c5d9a794705ba3a51d7

https://www.m24.ru/news/tehnologii/23092021/184155

https://tass.ru/obschestvo/12484015

https://riamo.ru/article/514656/prilozhenie-moskovskoj-elektronnoj-shkoly-stalo-finalistom-premii-gess-edusation-awards.xl

https://russian.rt.com/russia/news/910186-mesh-obrazovanie-premiya

https://www.mskagency.ru/materials/3151463

https://riamo.ru/article/515192/v-prilozhenie-moskovskoj-elektronnoj-shkoly-teper-mozhno-zajti-po-face-id.xl

https://aif.ru/moscow/prilozhenie_mesh_stalo_finalistom_premii_gess_edusation_awards

https://www.mskagency.ru/materials/3152789

https://vm.ru/news/915110-dnevnik-mesh-polzuetsya-ogromnoj-populyarnostyu-sredi-roditelej-shkolnikov

МЭШ: виртуальные лаборатории

https://lenta.ru/news/2021/03/11/mesh/

https://www.m24.ru/news/tehnologii/04032021/155175

https://www.m24.ru/news/obrazovanie/11032021/155988

https://www.m24.ru/news/obrazovanie/12112021/191705

https://riamo.ru/article/512395/novye-vr-laboratorii-po-biologii-i-fizike-zarabotali-v-moskovskoj-elektronnoj-shkole.xl

https://riamo.ru/article/512395/virtualnye-laboratorii-po-biologii-i-fizike-zarabotali-v-moskovskoj-elektronnoj-shkole.xl

https://riamo.ru/article/512947/novaya-virtualnaya-laboratoriya-po-informatike-poyavilas-v-moskovskoj-elektronnoj-shkole.xl

https://riamo.ru/article/481386/laboratoriya-po-robototehnike-poyavilas-v-mesh.xl

https://www.mskagency.ru/materials/3094249

https://lenta.ru/news/2021/03/11/mesh/


Дневник МЭШ:

IOS: https://apps.apple.com/ru/app/%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BC%D1%8D%D1%88/id1475774929?l=en

Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.mes.dnevnik

Библиотека МЭШ

IOS: https://apps.apple.com/ru/app/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D1%8D%D1%88/id1260486799?l=en

Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.mos.mes

Библиотека МЭШ: https://uchebnik.mos.ru/catalogue

Единая странциа авторизации в сервисах МЭШ: school.mos.ru

Информационный портал МЭШ: https://school.mos.ru/help/

Лендинг МЭШ на портале mos.ru: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/