Всероссийская акция «Цифровой Диктант»
Информационная безопасность
Всероссийская акция «Цифровой Диктант»
Шорт-листВсероссийская акция «Цифровой Диктант»
Информационная безопасность
РАЭК была создана в 2006 году и на сегодняшний день объединяет более 100 игроков рынка электронных коммуникаций. В задачи РАЭК входит экспертиза, стандартизация и развитие интернет-технологий, взаимодействие с государственными органами управления, формирование отраслевых позиций, отстаивание интересов интернет-бизнеса, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие профессиональных компетенций специалистов в сфере интернет-технологий и многое другое. РАЭК является организатором Всероссийской акции по определению уровня цифровой грамотности «Цифровой Диктант», которая с 2019 года проходит на одноименной платформе ЦифровойДиктант.рф. Акция признана самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности. Диктант состоит из тестирований, разработанных с учетом разных возрастных категорий (10-13 лет, 14-17 лет, 18-59 лет, 60+ лет), включающих вопросы об основах цифрового потребления, цифровых компетенциях, цифровой безопасности, финансовой киберграмотности и новых технологиях с учетом знаний об отечественных продуктах и сервисах. Акция даёт участникам возможность не только узнать свой уровень цифровых компетенций, но и сформировать свою личную траекторию повышения цифровой грамотности, пройдя работу над ошибками и получив рекомендации по развитию недостающих знаний и навыков.
Вклад организации в развитие Рунета / цифровой экономики
В 2024 году акция «Цифровой Диктант», направленная на измерение уровня цифровой грамотности пользователей Рунета, прошла в период с 10 по 28 октября на всей территории России в онлайн и офлайн-формате.В пятом сезоне Всероссийской акции «Цифровой Диктант» приняли участие более 2 млн человек (что в 1,5 раза больше, чем в прошлом сезоне).На основе результатов тестирования выведен Индекс цифровой грамотности населения России. Результаты Цифрового Диктанта включают в себя оценку общего уровня цифровой грамотности, а также оценку знаний по четырем ключевым составляющим: цифровой безопасности, цифровому потреблению, цифровым компетенциям и финансовой кибербезопасности (в 2024 году данный блок вопросов был введен в тестирование впервые). По итогам акции лучше всего россияне разбираются в использовании цифровых финансовых сервисов и услуг, а вот знания основ цифрового потребления, цифровых компетенций и цифровой безопасности значительно отстают.Также по итогам акции сформированы рейтинги федеральных округов и регионов, что служит дополнительным аналитическим инструментом для определения ландшафта цифровизации регионов и помогает руководителям цифровой трансформации сформировать на местах дальнейшую стратегию по повышению цифровой грамотности населения.Так, например, в этом году во второй раз был определен Индекс цифровой грамотности москвичей с учетом дополнительных вопросов о городских цифровых проектах и онлайн-сервисах столицы, которые были доступны только жителям Москвы. Также Москва заняла второе место среди всех регионов России по количеству пользователей, принявших участие в акции.
Взаимодействие с органами власти / GR-достижения организации
Акцию на протяжении всех сезонов поддерживают представители органов государственной власти.
Примеры публикаций:
- КУДРИН Алексей, советник по корпоративному развитию «Яндекс»: https://t.me/AlekseiKudrin/120
- ГОРЕЛКИН Антон, Заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы, председатель правления РОЦИТ: https://t.me/webstrangler/3741
- МАХОНИН Дмитрий, Губернатор Пермского края: https://t.me/mahonin59/7139- Цифровая Россия: https://t.me/erdigitalprof/7058- Цифровая Россия: https://t.me/erdigitalprof/7078
Технологии и решения
Целью Цифрового Диктанта является повышение уровня цифровой грамотности каждого участника, для чего в рамках акции используются различные механики и информационные материалы. Например,- после прохождения тестирования каждый участник имеет возможность пройти работу над ошибками, ознакомившись с правильными ответами и пояснениями к каждому вопросу; - на сайте акции есть постоянно обновляемый раздел «Библиотека знаний», где собраны различные информационные материалы (видео, брошюры и т.д.), предоставляемые партнерами акции;- в рамках Цифрового Диктанта в 2024 году вышел второй сезон видеоподкаста «Digital Утро»: каждый день в даты проведения акции в прямом эфире выходили выпуски (всего 18 эфиров) с топовыми экспертами в различных аспектах цифровой среды; - провели множество образовательных мероприятий - более 150 офлайн-площадок открыли свои двери по всей России.Также Цифровой Диктант из года в год трансформируется, охватывая новые тематики. Так, например, в 2024 году в рамках акции был введен новый блок вопросов, посвященный теме использования цифровых финансовых сервисов и услуг – финансовая киберграмотность. Именно в этом блоке вопросов участники показали наивысшие результаты.
Общественный вклад
Проект помогает участникам сформировать личную траекторию повышения цифровой грамотности с помощью работы над ошибками и просветительских материалов, и мы, как организаторы, стремились охватить как можно большую аудиторию. Так, в 2024 году Цифровой Диктант впервые стал доступен для лиц с ОВЗ: платформа ЦифровойДиктант.рф была адаптирована под их потребности. Также акция приобрела еще больший международный масштаб (по сравнению с предыдущими сезонами) – более 6 000 пользователей из других стран (в том числе из Казахстана и Беларуси) прошли тестирование. Кроме того, в 2024 году более 300 тысяч госслужащих прошли Цифровой Диктант. Каждый участник из указанных категорий смог присоединиться к акции и узнать свой персональный уровень цифровой грамотности.
PR и ключевые СМИ об организациях
В рамках проекта осуществили освещение мероприятия в самых цитируемых СМИ и tg-каналах федерального, регионального и отраслевого масштаба, что помогло сформировать у аудитории мнение о важности прохождения Всероссийской акции «Цифровой Диктант», необходимости постоянного повышения собственного уровня цифровой грамотности и формирования критического мышления вследствие наличия разнообразных цифровых угроз и не только.
Примеры публикаций:
Репортаж на «Утро России»: https://smotrim.ru/video/2883015?ysclid=m2k4wsdrw250193076
Интервью Директора РАЭК в АиФ: https://aif.ru/society/web/internet-budet-hranit-o-vas-informaciyu-vechno-nado-uchitsya-s-etim-zhit
СМИ об акции: - https://www.gazeta.ru/social/news/2024/08/05/23615797.shtml- https://rg.ru/2024/08/22/cifrovoj-diktant-2024-projdet-s-10-po-28-oktiabria.html
- https://www.kp.ru/daily/27624/4975149/
- https://www.tvc.ru/news/300406
https://www.m24.ru/videos/tehnologii/10102024/733200
- https://lenta.ru/pressrelease/2024/11/19/gramotnost/
Кроме того, были использованы различные PR-инструменты: имиджевый видеоролик в московском метрополитене, наружная реклама и даже печатные издания (Вечерняя Москва). Также были проведены маркетинговые активности и рассылки с приглашением принять участие, в том числе при помощи партнеров акции.
Сайты, мобильные решения, интернет-проекты организации
https://digitaldictation.ru/ - сайт акции
https://digitaldictation.ru/site/rating2023 - раздел с рейтингом регионов
https://digitaldictation.ru/know - постоянно обновляемая «Библиотека знаний»