Шорт-лист
Организация:

Дистанционное электронное голосование // Proscom, Ксайрикс и Эскейп-ТЕК

Номинация:

Государство и Общество

https://www.mos.ru/city/projects/vote2024/ https://elec.mos.ru //

Дистанционное электронное голосование // Proscom, Ксайрикс и Эскейп-ТЕК

Организация:

Дистанционное электронное голосование // Proscom, Ксайрикс и Эскейп-ТЕК

Номинация:

Государство и Общество

https://www.mos.ru/city/projects/vote2024/ https://elec.mos.ru //

Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — важный процесс современной государственной системы в России, который проводится с сентября 2020 года. Главная задача ДЭГ — дать возможность любому гражданину России проголосовать на выборах онлайн без посещения избирательного участка. Заказчиком проекта выступила Московская городская избирательная комиссия (МГИК), которая отвечает за проведение выборов в столице. Чтобы помочь избирательной комиссии реализовывать инновационные решения, в 2024 году мы создали интерфейсы для комплексных сервисов, которые помогают оптимизировать процесс онлайн-голосования, чтобы избиратели могли максимально просто и удобно выбирать кандидатов и мониторить ход голосования наравне с Наблюдателями и сотрудниками МГИК, а члены избирательных комиссий оперативно — без отрыва от контакта с избирателем — находить необходимую информацию в процессе голосования. Для улучшения качества обслуживания и повышения эффективности работы государственных организаций мы проработали дизайн следующих сервисов: «Электронный список избирателей», «Дистанционное электронное голосование» (ДЭГ) и «Обзервер» (Аналитика электронного голосования).

Вклад организации в развитие Рунета / цифровой экономики

В современном мире цифровая трансформация государственных организаций становится частью эффективного управления и взаимодействия с гражданами. Переход на цифровые рельсы — не только необходимость, но и возможность создать более доступные и прозрачные для общества услуги.Важный элемент этого процесса — дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Оно открывает новые горизонты для участия граждан в государственных процессах.Дистанционное электронное голосование дает избирателям возможность голосовать независимо от их местоположения. Это значительно упрощает участие в выборах для людей с ограниченными возможностями или тех, кто находится вдали от своих избирательных участков. С помощью современных технологий — блокчейна и шифрования — обеспечивается безопасность и конфиденциальность голосования.Кроме этого, цифровизация избирательного процесса играет ключевую роль в повышении электоральной активности населения. Особенно среди молодежи, для которой использование мобильных устройств стало основным способом коммуникации. Современные технологии обеспечивают возможность организовать выборы более эффективно, что способствует привлечению новых избирателей и повышению явки на выборах.

Взаимодействие с органами власти / GR-достижения организации

МГИК — связующий элемент между государством и обществом.

Московская городская избирательная комиссия (МГИК) играет важную роль в организации и проведении выборов в столице. Она контролирует соблюдение законодательства и обеспечивает прозрачность избирательного процесса. В последние годы МГИК активно внедряет цифровые технологии, включая дистанционное электронное голосование (ДЭГ), что значительно повышает доступность и удобство участия граждан в выборах.

Цифровая трансформация, которую проводит МГИК, способствует не только улучшению качества выборов, но и развитию социально значимых направлений в Рунете. Внедрение ДЭГ позволяет расширить электоральную базу, привлекая молодое поколение и тех, кто по различным причинам не может физически присутствовать на избирательных участках.

Кроме того, МГИК активно работает над повышением безопасности данных избирателей. Использование отечественных технологий и соблюдение требований законодательства по защите персональных данных укрепляют доверие граждан к избирательной системе.

Технологии и решения

Эффективность современных технологичных решений во многом зависит от качественно проработанного интерфейса, учета характеристик и особенностей конечных пользователей. Все это помогает о них заботиться и делать работу с инструментами проще и понятнее.

Так, с помощью современных интерфейсных решений для цифровых сервисов ДЭГ и голосования в целом мы усовершенствовали пользовательский путь и сделали процессы, связанные с онлайн-голосованием, удобными и для сотрудников МГИК, членов комиссий, избирателей и Наблюдателей.

Общественный вклад

Цифровая трансформация государственных организаций и внедрение ДЭГ играют ключевую роль в повышении эффективности и прозрачности выборных процессов. Такие изменения не только упрощают доступ граждан к голосованию, но и способствуют увеличению электоральной активности, особенно среди молодежи и маломобильных групп населения. ДЭГ делает процесс более инклюзивным и удобным.

На выборах депутатов Московской городской Думы, муниципальных депутатов ТиНАО и района Куркино в сентябре 2024 года явка избирателей в Москве достигла 40%, что почти в два раза превышает показатель 2019 года. Из них 95,38% проголосовали электронно.

В выборах президента РФ в марте 2024 года приняли участие 66,73% москвичей. При этом электронную форму голосования выбрали порядка 70% проголосовавших

МГИК активно участвует в этом процессе, внедряя цифровые технологии для улучшения избирательной практики. Их достижения включают создание платформ для онлайн-голосования, что способствует повышению доверия граждан к избирательным органам. Внедрение таких технологий также отвечает требованиям современного российского общества, где безопасность данных и конфиденциальность информации становятся приоритетными.

Кроме того, развитие цифровых решений в избирательном процессе поддерживает социально значимые направления Рунета. Это включает в себя создание открытых и доступных сервисов, которые помогают гражданам лучше ориентироваться в политической жизни страны.

PR и ключевые СМИ об организациях

Дистанционное электронное голосование в Москве освещали следующие СМИ:

Коммерсант (https://www.kommersant.ru/doc/7017492),

Ведомости (https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/03/15/1025518-bolee-15-mln-moskvichei-progolosovali-distantsionno),

Известия (https://iz.ru/1666603/2024-03-17/okolo-70-tys-chelovek-vospolzovalis-sistemoi-deg-v-moskve-v-noch-na-17-marta),

Интерфакс (https://www.interfax.ru/world/980072),

Российская газета писала про сервис «Обзервер» (https://rg.ru/2024/09/06/reg-cfo/liuboj-moskvich-mozhet-stat-tehnicheskim-nabliudatelem-na-vyborah-v-edinyj-den-golosovaniia.html), на НТВ выходил сюжет про Электронный список избирателей (https://www.ntv.ru/novosti/2833506/)

Сайты, мобильные решения, интернет-проекты организации

Стоит отметить, что все технические работы проходили на стороне заказчика.

1. Дизайн «Электронного списка избирателей»

Чтобы электронное голосование прошло максимально удобно для избирателей, мы начали с создания интуитивно понятного интерфейса сервиса «Электронный список избирателей» — инструмента для цифровизации процесса приема избирателей на участках, которым пользуются члены избирательной комиссии.

Проблема: красный цвет элементов интерфейса создавал напряжение и пугал пользователей при заполнении регламентов, они переживали, что где-то ошиблись.

Решение: мы приняли непростое решение отказаться от активного красного цвета в дизайне. Непростое, потому что ярко-красный — это главный цвет дизайн-системы портала Mos.ru. Замена на нейтральные цвета упростила использование цифровых сервисов для пользователей в стрессовой обстановке.

Красным остался только логотип сервиса — для сохранения преемственности от основного городского портала Mos.ru — это дает дополнительную верификацию сервису («Проверено Москвой»). Остальные элементы сделали более нейтральными — в спокойных оттенках синего. Это решение позволило сделать интерфейс более понятным и доступным, без резких акцентов, что важно для членов избирательной комиссии, находящихся в напряженной рабочей обстановке.

Проблема: разный возраст и уровень владения ПК у пользователей, непростая рабочая обстановка и чувство повышенной ответственности во время использования сервиса, что вызывает сложности в работе с инструментом.

Решение: чтобы «подружить» сервис и членов избирательных комиссий, нам нужно было создать интуитивно понятный интерфейс. Мы ставили себя на место потенциальных пользователей, проявляли эмпатию и более подробно раскрывали некоторые моменты.

Например, члену комиссии требовалось много времени и внимания для визуального выбора бумажного или электронного бюллетеня — для фиксирования способа голосования, предпочитаемого избирателем. Чтобы ускорить этот процесс, мы сделали карточки с максимальным отличием вариантов способа голосования. Электронная версия в терминале — синий (он ассоциируется с диджитальностью). Классический бюллетень — бежевый (ассоциация — бумага).

Мы также проработали дизайны экранов процесса выдачи бумажного бюллетеня избирателю и действий в системе для работы с избирателем, голосующим на участке электронно. Мы старались избежать красного цвета — цвета «ошибки» по мнению пользователей. А если нам все-таки нужно было показать сообщение об ошибке, мы прибегали к важной UX-эвристике «Помощь в устранении ошибок». Вместо «Все неправильно» пользователь получал сообщение, например, «Подпись не получена. Повторно запустите подпись на устройстве». Это позволило сделать систему дружелюбной и исключить дополнительное напряжение для пользователей.

2. Дизайн «Дистанционного электронного голосования» для избирателя

Для участия в дистанционном электронном голосовании в дни выборов нужно авторизоваться на mos.ru и нажать на баннер о голосовании. Затем, необходимо второй раз подтвердить личность, чтобы получить доступ к бюллетеню. Это можно сделать с помощью телефона, к которому привязан аккаунт в системе (на него придет код, который нужно ввести в поле, или входящий вызов с номера, четыре последние цифры которого и будут кодом). После, в электронном бюллетене нужно поставить галочку у фамилии выбранного кандидата и нажать «Проголосовать».

Проблема: сложные сценарии пользовательских действий на всех этапах дистанционного электронного голосования из-за высоких требований к информационной безопасности, которые нельзя ни упростить, ни исключить; отсутствие аналогичного мирового пользовательского опыта и возможности длительного тестирования отклика пользователей, что могло бы помочь при проектировании и тестировании гипотез.

Решение: мы тщательно продумали пользовательский путь с учетом всех возможных разветвлений и разработали понятный интерфейс. Заказчик дал нам подробнейшее ТЗ с прописанными сценариями и доступ к дизайн-системе портала Mos.ru.

Со временем сценарии усложнялись еще больше, мы обсуждали их и постепенно вводили в дизайн. Например, в онлайн-голосовании на выборах депутатов Мосгордумы мы по запросу заказчика добавили дополнительные, отличные от первоначальной схемы, информационные текстовые блоки.

Проблема: поскольку сервис не используется ежедневно, а выборы не проводятся еженедельно, у пользователей нет накопленного опыта, из-за чего информация в интерфейсе и ее формат воспринимается новой. Например, некоторым было непонятно, зачем выводить информацию о порядке заполнения бюллетеня дважды, а кто-то жаловался на модальные окна, которые дублировали основную информацию.

Решение: мы провели полноценное UX-исследование, в ходе которого выяснили, что ряд решений — уведомления, экраны загрузки, расположение кнопок — можно оптимизировать. Например, добавить пояснительные всплывающие окна, убрать перекрывающие основной текст уведомления, более четко структурировать инструкцию.

Это исследование выявило моменты, сложные для пользовательского восприятия, и показало возможные точки развития сервиса.

3. Дизайн аналитического сервиса «Обзервер»

Чтобы избиратели, Наблюдатели и сотрудники МГИК могли быстро интерпретировать информацию о ходе онлайн-голосования, мы разработали интерфейс сервиса «Обзервер». Сам сервис предназначен для мониторинга хода дистанционного электронного голосования с помощью блокчейн-сети, в которой хранится информация о всех действиях, с ним связанных: это сведения о выдаче электронных бюллетеней, получении голосов, их расшифровке и подсчете. Эти данные находятся в открытом доступе и показывают динамику голосования.

Помимо просмотра записи данных в блокчейне в режиме онлайн, пользователь может скачать файл с зашифрованными транзакциями голосования для самостоятельного анализа.

Проблема: интерфейс сервиса насыщен информацией. На первый взгляд, он может показаться непростым для обывателя, поскольку требует знаний для понимания графиков и данных. Требуется быстрая интерпретация — например, для оперативного выявления Ddos-атак.

Решение: так, чтобы упростить работу с сервисом, мы реализовали в интерфейсе функции фильтрации и поиска транзакций. Пользователь может посмотреть только нужные ему данные, например, за определенный временной интервал.

Кроме этого, мы добавили цветовую кодировку для различных типов действий, что способствует лучшему восприятию данных: красный (как начальная важная точка, без которой не будет последующих шагов) — выдача бюллетеня; голубой — прием бюллетеня; зеленый (как завершение бизнес-процесса) — расшифровка, и другие варианты.

Проблема: некоторые пользователи могут подумать, что графики отображают не реальные, а заранее созданные или предварительно промодерированные данные голосования.

Решение: чтобы подтвердить прозрачность процессов, мы добавили возможность проследить, как происходит транзакция прямо из главного интерфейса. Поскольку любое действие с бюллетенем записывалось в блокчейн, ему присваивался номер и появлялась транзакция. И пользователь может запустить проверочную транзакцию, чтобы убедиться в прозрачности процессов. Это возможно было сделать со специального устройства в двух штабах — эти транзакции, разумеется, не учитывались в результатах голосования.