проект «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи»
Информационная безопасность
проект «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи»
Шорт-листпроект «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи»
Информационная безопасность
С 2022 года ФГАОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» совместно с командой Молодежного цифрового омбудсмена реализует проект «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи» (далее – Школа). В 2024 году соорганизаторами Школы стали автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей» и Мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Университет имени О.Е. Кутафина является передовой научно-образовательной площадкой, где, в том числе, разрабатываются правовые основы обеспечения информационной безопасности как элемента национальной безопасности; происходит вовлечение молодежи в исследование актуальных и глобальных вызовов цифровой трансформации, рисков и угроз информационной безопасности молодых людей, государства, общества; у обучающихся формируются востребованные в этой области междисциплинарные компетенции.Одной из целей деятельности Молодежного цифрового омбудсмена является просвещение молодежи в области информационной безопасности, а также защита прав в цифровом пространстве, что предполагает в том числе формирование правовой и цифровой грамотности.Цель проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи» – формирование у детей и молодых людей прикладных и междисциплинарных компетенций и навыков в области обеспечения информационной безопасности и уверенного использования технологий на основе баланса передовых трендов и существующих рисков, разработки проектов и продуктов для решения прикладных задач государства, ИТ-бизнеса и общества, повышение уровня цифровой и правовой грамотности молодых людей, а также формирование системы наставничества между молодежью и детьми.Осенью 2022 года в качестве пилотного проекта на базе МГЮА реализована I Всероссийская Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи. Для участия в проекте было отобрано 100 обучающихся из 20 образовательных организаций высшего образования, в том числе из 3 зарубежных стран. Школа проходила в течение 4 дней.В 2023 году Школа вышла на международный уровень. II Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи «Цифровой рывок» проходила в течение 5 дней (с 27 сентября по 1 октября 2023 года) на базе образовательного центра «Мастерская управления «Сенеж». Для участия было отобрано 200 самых заинтересованных обучающихся из более чем 90 образовательных организаций, 62 субъектов Российской Федерации и 12 зарубежных стран.2024 год стал для Школы годом увеличения масштаба: 250 молодых людей было отобрано для участия в Школе на базе молодежного образовательного центра «Мастерская управления «Сенеж» (Южный кампус). Для участия в конкурсном отборе было подано более 680 работ молодых людей – студентов 168 образовательных организаций 74 субъектов РФ и иностранных государств. Участниками стали граждане РФ, а также иностранные граждане в том числе Республики Беларусь, Республики Сербия, Республики Молдова, Республики Кыргызстан. Впервые в истории проекта участие в Школе приняли обучающиеся 10-11 классов совместно с РДДМ, было отобрано 50 школьников со всей России.Проект реализуется для молодежи, поскольку она составляет кадровый потенциал России и обеспечит будущее развитие информационной безопасности Рунета. Школу организовывают также представители молодежи, обладающие компетенциями на стыке сфер: это представители МГЮА, МГУ имени М.В. Ломоносова, РТУ МИРЭА, РЭУ им. Г.В. Плеханова различных направлений подготовки. Молодежь создает этот проект для молодежи, благодаря чему удается учесть интересы участников для дальнейшего развития Школы.Проблематика III Международной Школы Интернет-БЕЗопасности молодежи – обеспечение психологической безопасности и построение ментального иммунитета личности, общества и государства в интернет-пространстве. Специальные компетенции, полученные участниками Школы, позволят им в дальнейшем оказывать противодействие информационным угрозам, выстраивать систему кибербезопасности в России, отвечать на трансформирующиеся риски цифрового пространства, разрабатывать и внедрять решения в отечественный ИТ-сектор.Для Школы разработана специальная модель донесения знаний: уникальные форматы обеспечивают эффективный обмен знаниями и опытом между экспертами и молодыми людьми. Выездной формат позволяет сформировать продуктивную коммуникативную среду для взаимодействия участников между собой, а также с заинтересованными государственным органами, отечественными ИТ-компаниями, общественными институтами и научным сообществом, сформировать систему наставничества.В 2024 году в рамках Школы реализовано 65 мероприятий, для которых применены интерактивные и(или) диалоговые форматы, среди которых: стратегическая сессия, визионерская лекция, лекция-практикум, проектный модуль, проектный «полигон», проектные «нокауты», карьерный маршрут, диалог на равных, «Лаборатории смыслов» и др. Впервые была реализована модель «мероприятия в мероприятии» - в сотрудничестве с федеральным проектом «Цифровая Россия» был проведен I Всероссийский Съезд цифровых волонтеров. Школа стала площадкой для обмена опытом и практиками между студентами различных специальностей и цифровых волонтеров.Программа Школы разработана таким образом, чтобы создать у участников комплексное понимание проблем информационной безопасности. Программа состоит из 4 блоков: стратегического, образовательно-просветительского, проектного и карьерного, а также включает в себя специальный трек «Школа Интернет-БЕЗопасности.Наставничество» для школьников.1. Стратегический включает мероприятия визионерской направленности, развивающие у молодых людей стратегическое мышление, формирующие у них комплексное представление об информационных угрозах: публичные дискуссии, стратегические сессии, лекции от выдающихся государственных и общественных деятелей, бизнессообщества);2. Образовательно-просветительский (мероприятия, направленные на формирование у молодых людей hard-skills, а также междисциплинарных знаний по конкретным вопросам проблематики Школы, повышение уровня правовой и цифровой грамотности: «диалоги на равных» c экспертами, лекции-практикумы);3. Проектный (мероприятия, нацеленные на разработку молодыми людьми под наставничеством экспертов-практиков проектов, продуктов, инициатив, ориентированных на решение конкретных проблем в рамках треков Школы: проектные «нокауты», проектные модули, проектный полигон, «витрина» и презентация проектов);4. Карьерный (мероприятия, направленные на развитие карьерных навыков, повышение конкурентоспособности молодых людей, популяризацию профессий, связанных с ИТ: карьерный маршрут, «карьерные встречи»)В рамках образовательного и проектного блоков участники в интерактивной форме смогли углубить знания по четырем трекам, каждый из которых был направлен на рассмотрение различных аспектов обеспечения информационной безопасности: • «Медиааналитика»;• «Медиатехнологии»;• Правовой трек;• Технологический трек.Также в рамках Школы-2024 была реализована система междисциплинарных кластеров. Кластеры – это творческие, технологические, менторские и иные площадки, реализуемые на протяжении всей Школы, направленные на формирование прикладных навыков. Методологическая особенность междисциплинарных кластеров заключается в компетентностном подходе, который ориентирован на практическое применение участниками знаний, полученных на кластерах. Кластеры проходили в располагающей атмосфере открытого общения и наставничества.В рамках образовательного блока правовой и технологический треки были реализованы на двух уровнях: «Базовый» и «Продвинутый». Лекции-практикумы от представителей государственных органов, общественных институтов и ИТ-компаний включали теоретическую и практическую части и позволяют получить базовые знания и моментально закрепить их на практике.Проектный блок также состоял из двух уровней: «Базовый» (проектные модули) и «Продвинутый» (проектный полигон и проектные «нокауты»). По итогам реализации программы участниками было разработано и представлено 9 проектов и продуктов, направленных на решение прикладных задач, которые в данный момент дорабатываются с целью внедрения в отечественную ИТ-индустрию.• Проектные «нокауты» направлены на обучение участников разработке социального или коммерческого проекта в сфере информационной безопасности «с нуля» с целью его последующей реализации и интеграции в индустрию посредством привлечения финансирования и иной поддержки (в том числе посредством получения грантов, участия в акселераторах) после проведения Школы;• Проектный полигон – это формат проектной активности участников Школы, предложивших в рамках конкурсного отбора идею социального или коммерческого проекта. Участники объединятся в команды и будут разрабатывать стратегические проекты на основе своих идей, а эксперт-наставник будет курировать разработку.• Проектные модули – это интенсивные практические семинары, направленные на разработку эффективных инициатив, идей и передовых решений посредством самостоятельных или командных прикладных проектов, связанных с информационной безопасностью в цифровой среде.Стратегическое влияние на развитие системы волонтерства в сфере и информационной безопасности в России оказал I Съезд цифровых волонтеров, собравший со всей страны участников федерального проекта «Цифровая Россия», активно работающих в этой области. В рамках Школы цифровыми волонтерами было разработано «Послание цифровых волонтеров молодежи России» – текст программного характера, определяющий цели и задачи, принципы и приоритеты цифрового волонтерства в России. Также в рамках съезда состоялся диалог на равных на тему: «Цифровое волонтерство в России: как от молодежной активности перейти к новым возможностям?». Помимо этого состоялась презентация лучших практик в сфере информационной безопасности «Проекты цифровых волонтеров в регионах России: как найти новые возможности для развития?». Эффективность модели донесения знаний обеспечили 95 экспертов (трехкратный прирост в сравнении с 2022 годом), являющихся авторитетными представителями государственных органов (Администрация Президента РФ, Государственная Дума ФС РФ, Росмолодежь), коммерческого ИТ-сектора, в том числе отечественных ИТ-компаний (Ростелеком, Яндекс, VK, Сбербанка, Газпром-Медиа Холдинга и др.), некоммерческих организаций (общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», АНО «Диалог», АНО «Диалог Регионы», АНО «Институт Развития Интернета», общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых»), научного сообщества.Школа – уникальный проект, способный стать катализатором развития сферы информационной безопасности на просторах всей страны и ближнего зарубежья: возможно применение формата Школы для проведения подобных молодежных проектов с учетом региональной специфики с приглашением экспертов, развивающих сферу кибер- и информационной безопасности в субъектах РФ. Таким образом, станет возможным установить диалог молодежи, региональной власти и регионального бизнеса для противостояния информационным угрозам не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Вклад организации в развитие Рунета / цифровой экономики
Проект «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи» Университета имени О.Е. Кутафина, Молодежного цифрового омбудсмена, а с 2024 года и АНО «Россия – страна возможностей» вносит вклад в развитие безопасного и комфортного Рунета. Полученные в рамках мероприятий Школы знания и навыки позволят молодым людям в дальнейшем разрабатывать и популяризировать позитивный контент, внедрять решения, направленные на борьбу с трансформирующимися угрозами и рисками цифрового пространства.Обеспечение информационной безопасности требует междисциплинарного подхода и высокого уровня проектных навыков. В рамках Школы были апробированы уникальные форматы командной работы участников под наставничеством экспертов-практиков для разработки проектов, продуктов, инициатив, ориентированных на решение конкретных проблем информационной безопасности. В 2024 году школа впервые охватила и детскую целевую аудиторию. В 2024 году совместно с Академией Первых Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» был реализован специальный трек «Школа Интернет-БЕЗопасности.Наставничество», цель которого – приобщение обучающихся 10-11 классов к повышению безопасности Рунета. Трек состоял из двух модулей, в рамках первого (дистанционного) обучающиеся разрабатывали инновационные проекты, направленные на решение проблем в области информационной безопасности. Всего было разработано 7 проектов. Участники специального трека получили возможность отправиться на второй (очный) модуль, который проходил в «Мастерской управления «Сенеж».Для очной работы со школьниками были отобраны участники Школы, которым предстояло стать наставниками. Совместно с экспертами «Движения Первых» молодые люди разработали авторские форматы развития у школьников навыков защиты от информационных угроз в цифровой среде. Квинтэссенцией модели наставничества «студент-школьник» стали «Лаборатории смыслов», где молодые люди провели интерактивные занятия для школьников на тему информационной безопасности, цифровой и правовой грамотности.
Взаимодействие с органами власти / GR-достижения организации
Как один из ключевых субъектов наряду с представителями ИТ-бизнеса и общественными организациями, государство заинтересовано в создании безопасного и комфортного интернет-пространства и развитии Рунета.Значительный вклад в реализацию программы внесли представители государственных органов (Администрации Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ и др.), приглашенные в качестве спикеров.Соорганизаторами Школы стали автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей» и Мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Стратегическими партнерами Школы стали федеральный проект «Цифровая Россия» и Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых», юридическая фирма «Better Chance». Партнер Школы – Координационный центр доменов RU/.РФ, технологический партнер – компания VK, генеральный информационный партнер – Центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог». Школа проводится при поддержке Альянса по защите детей в цифровой среде, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», и Консорциума «Инновационная юриспруденция».Для реализации программы Школы в 2024 году были заключены соглашения о сотрудничестве с АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых».Поддерживается коммуникация с партнерами Школы для продолжения сотрудничества в рамках реализации проекта в 2025 году.
Технологии и решения
В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» Университет внесет значимый вклад в достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы посредством цифровизации образовательной, научной и инновационной деятельности, формирования новой цифровой модели университета, ее масштабирования, ведущего к преобразованию и достижению «цифровой зрелости» отрасли науки и высшего образования и юридической отрасли, а также будет влиять на увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде – за счет реализации модели цифрового университета и запуска новых цифровых сервисов для населения, бизнеса, корпораций, государства.Реализация политики окажет существенное влияние на развитие отрасли науки и высшего образования посредством трансформации самого Университета и формирования соответствующей модели для университетов сетей партнерств и участников Консорциума, корреспондирующей и ведущей к реализации Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, принятой Министерством науки и высшего образования РФ.
Общественный вклад
По результатам проведения Школы повышен уровень правовой и цифровой грамотности молодежи в области противодействия актуальным угрозам цифровой среды.Создание и развитие «экологичного» цифрового пространства сегодня как никогда требует мультидисциплинарного подхода и объединения всех возможных усилий общества, государства, отечественного ИТ-бизнеса, научного сообщества для построения эффективного диалога с молодыми людьми.Школа предоставила молодежи возможность молодежи перенять опыт экспертов из различных сфер деятельности. Благодаря примененным форматам удалось достичь синергии молодежной и экспертной повестки в целях разработки решений по созданию безопасного и комфортного цифрового пространства в России.Участниками Школы во взаимодействии с экспертами в рамках проектных модулей было разработано 9 проектов. Проекты были поддержаны членами Экспертной комиссии, и на данный момент дорабатываются и предлагаются к внедрению в индустрию.• «Цифровой щит». Веб-решение, направленное на блокировку нежелательного контента, установка родительского контроля и создание рейтинговой системы сайтов;• «Твое путешествие». Концепт интерактивной платформы для быстрой и простой организации путешествия с погружением в историю на основе живых отзывов;• Комикс «Лол и кек». Концепт творческого продукта, созданного с использованием технологий искусственного интеллекта, в т.ч. нейросети;• «Программное обеспечение для анализа контента в категории “Аниме”». Программное обеспечение для анализа и фильтрации деструктивного контента в категории “Аниме”;• «Информационная безопасность цифрового профиля». Онлайн курс, направленный на просвещение в области цифрового профилирования и социального рейтингования;• «Как обезопасить себя в Интернете». Офлайн-курс лекций, направленный на повышение уровня цифровой грамотности;• «Чем дальше в лес». Концепт обучающей VR-среды, которая погружает пользователей в условия походов по российским лесам, повышая их осведомленность о правилах безопасности и рисках, чтобы сделать активный отдых более безопасным и интересным;• «Анатомия». VR-пространство, позволяющее пользователям изучать анатомию человека в виртуальном мире;• «Digital Ocean». Система мероприятий, направленных на повышения уровня цифровой и правовой грамотности пожилых людей.По итогам проектных блоков проведенных Школ был разработан Атлас «Цифровая трансформация и право: молодежные решения глобальных вызовов» (https://market.msal.ru/catalog/uchebnaya-i-ekspertnaya-literatura/atlas-tsifrovaya-transformatsiya-i-pravo-/), где собраны инициативы и решения, являющиеся ответами молодежи на глобальные вызовы, связанные с цифровой трансформацией. Полученные в рамках Школы междисциплинарные знания в дальнейшем позволят участникам сформировать новые и совершенствовать существующие навыки и компетенции, что внесет вклад в формирование информационного пространства знаний в отечественном Рунете.
PR и ключевые СМИ об организациях
В рамках информационной поддержки Школы размещено около 10 тыс. публикаций, в т.ч. в СМИ 602 публикации, а также 8,6 тыс. публикаций в социальных сетях, которые набрали более 1,8 млн. просмотров. Информационная поддержка, оказанная VK, привлекла около 325 тыс. пользователей.Полная выгрузка публикаций о проекте доступна по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/jXLQm0mDalAUrQС целью дальнейшей популяризации проекта разработаны 2 видеоролика, вовлекающих студенческую аудиторию из различных субъектов РФ и зарубежных государств в тематику Школы и(или) приглашающих к участию в ней, а также записано 14 видеоинтервью с почетными гостями и спикерами Школы.
Сайты, мобильные решения, интернет-проекты организации
В 2024 году был создан сайт Школы: https://internetsecurityschool.ru/, что упростило доступ участников и партнеров к информации о проекте. Сайт структурирован по разделам: «О Школе», «Программа», «Карта памяти», «Школа.Наставничество», «Партнерам».Раздел «О Школе» содержит данные о конкурсном отборе и структуре школы (кластеры, форматы). В разделе «Школа.Наставничество» описаны условия отбора на специальный трек и его архитектура. Раздел «Программа» описывает мероприятия проекта, распределенные по дням, с информацией о спикерах, описаниях событий, времени и месте их проведения. Можно фильтровать программу по датам, блокам и трекам. «Карта памяти» – это цифровой альбом с фотографиями и видео прошедших Школ, а также Школы-2024 и с гимном Школы. Раздел «Партнерам» раскрывает преимущества партнерства с проектом и имеет форму обратной связи. На главной странице также представлен блок «Команда» с членами Организационного комитета Школы-2024.Значимым онлайн-решением для реализации проекта стал также сайт партнера – Консорциума «Инновационная юриспруденция» (https://consortium.msal.ru/), где осуществляется информационное сопровождение деятельности участников Консорциума, созданного на базе Университета имени О.Е. Кутафина и объединяющего российские образовательные организации, организации реального сектора экономики, научные и иные организации для создания эффективной деловой экосистемы и коммуникация между наукой и бизнесом.Также Университетом имени О.Е. Кутафина в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» реализуется проект «Цифровая юридическая долина МГЮА (открытого типа)», представляющий собой цифровое пространство для дополнительного освоения обучающимися цифровых компетенций, а также передового отечественного программного обеспечения и разработок лидеров ИТ-рынка. Университет имени О.Е. Кутафина в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется программа профессиональной переподготовки «Автоматизация юридических процессов», направленная на формирование цифровых компетенций в области создания алгоритмов и компьютерных программ, пригодных для практического применения, или навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.