ГУП "Московский метрополитен" // Московская билетная система
Цифровая экономика
ГУП "Московский метрополитен" // Московская билетная система
Шорт-листГУП "Московский метрополитен" // Московская билетная система
Цифровая экономика
Московский метрополитен (Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина»), открытый 15 мая 1935 года, — это основа транспортной системы столицы. Метрополитен активно развивается, за последние годы запущены новые линии: Троицкая, Большая Кольцевая, Некрасовская, Солнцевская, продлены Сокольническая, Замоскворецкая, Люблинско-Дмитровская и др.Московский метрополитен - мировой лидер по числу способов олпаты проезда и одним из первых в мире внедряет инновационные решения в области технологий: беспилотный трамвай, билетные решения и многое другое.
Вклад организации в развитие Рунета / цифровой экономики
Московская билетная система – самая «умная» в мире. В 2020 и 2021 гг. это признали на международных премиях Transport Ticketing Award и Transport Ticketing Global. Основой билетной системы Московского метрополитена является карта «Тройка». Карта «Тройка» – единый носитель на российском чипе, который позволяет записывать абонементы или оплачивать проезд с баланса билета «Кошелек». Одной «Тройкой» пассажиры могут оплатить проезд на метро, МЦК, МЦД, речном и наземном транспорте, пригородных поездах и «Аэроэкспрессе». Карта «Тройка» и чип для нее – на 100% российская разработка, выпуск которой не зависит от внешних факторов: в 2023 г. в Москве заработала первая в России производственная линия по корпусированию чипов в COB (chip-on-board)-модули. Это нужно для защиты хрупкой микросхемы от механических повреждений. Это позволило на 100% локализовать в Москве производство «Тройки» и чипа к ней.Успех у «Тройки» был моментальный, в первую неделю было продано 200 тыс. карт, а уже через 10 месяцев – 1 млн. По темпу роста популярности карта обогнала мировые аналоги.За 11 лет карта стала очень популярна. Одной «Тройкой» пассажиры могут оплатить проезд на метро, МЦК, МЦД, речном и наземном транспорте, электричках и «Аэроэкспрессе». Около 80% всех поездок в метро Москвы оплачиваются «Тройкой». За все время реализовано свыше 50 млн карт. Благодаря «Тройке» и развитой билетной системе в метро удалось практически полностью избавиться от очередей в кассы. Управлять картой пассажиры могут в приложении «Метро Москвы». В личном кабинете можно настроить режим автопополнения, приобрести любой абонемент, а также отслеживать историю поездок и операции по карте.Кроме того, внедрение билетной системы на базе «Тройки» позволяет городу экономить 2,5 млрд рублей ежегодно за счет отказа от печати чеков и бумажных билетов. Билетная система на базе «Тройки» вышла далеко за пределы Москвы, сегодня она работает более чем в 25 регионах России, где проживают свыше 40 млн человек. В сентябре 2022 г. карта «Тройка» заработала в Луганске, а в августе 2023 г. – в Донецке.Оплата проезда по биометрииСервис оплаты проезда по биометрии позволяет верифицировать проезд с помощью технологии распознавания лица. Для оплаты пассажирам достаточно посмотреть в камеру на турникете. Ни в одном городе мира оплата проезда по распознаванию лица не работает в таком масштабе, как в Москве. Оплата по биометрии уже работает на всех станциях метро, МЦК и железнодорожных направлениях «Аэроэкспресса», на регулярном речном транспорте и части станций МЦД. Идет работа над внедрением биометрической оплаты проезда в наземном транспорте. Для того чтобы определить, что перед камерой на турникете живой человек, а не фото, используется функция Liveness, которая определяет, насколько поведение человека в кадре естественно и нестатично.Подключиться к биометрии можно в личном кабинете приложения «Метро Москвы». Для этого нужно сфотографироваться, привязать банковскую карту для оплаты проезда и карту «Тройка».Оплата по биометрии – отечественная разработка и собственность Правительства Москвы. У системы банковский уровень защиты. Платежные данные пользователей хранятся на стороне банка ВТБ и защищены по общепринятому в мировой индустрии платежных карт протоколу безопасности. Все серверы находятся на территории России, поэтому отключить систему из-за рубежа невозможно. С момента запуска сервиса совершено более 125 млн поездок с помощью биометрии. К системе подключились более 370 тыс. пользователей. Каждый будний день в метро по биометрии проходят около 155 тыс. раз. Свыше 1100 турникетов подключены к системе в городском транспорте. 88% пассажиров метро, которые попробовали оплату по биометрии, высоко оценили преимущества технологии и предпочитают эту систему другим способам оплаты. Оплата проезда банковскими картамиПроезд в Московском метрополитене также можно оплатить пластиковой банковской картой, платежным стикером, или картой, загруженной в телефон Android с помощью Mir Pay. В 2023 г. все турникеты в метро и на МЦК были заменены на более современные. Раньше банковской картой можно было платить только на крайних турникетах, а теперь это можно сделать на любом турникете в линейке. При оплате банковской картой и по биометрии турникеты срабатывают в разы быстрее, чем раньше. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика», утвержденного Президентом РФ, мы внедряем в транспортную инфраструктуру в первую очередь российские технологии и решения. Новое оборудование изготовлено отечественными производителями с использованием российского ПО. Оплата проезда с помощью системы быстрых платежейСистема быстрых платежей (СБП) – это полностью российская технология, разработанная Банком России. Она позволяет оплачивать проезд в городском транспорте Москвы с помощью телефона без необходимости использования банковской карты. Достаточно иметь счет в банке, и платеж мгновенно зачисляется со счета покупателя на счет продавца.В 2022 г. был запущен пилотный проект СБП в рамках соглашения, подписанного Мэром Москвы и Национальной системой платежных карт (НСПК). В проект вошли кассы метро на Большой кольцевой линии и приложение «Парковки России». Сегодня сервис работает в на всех турникетах метро, МЦК, регулярного речного электротранспорта и валидаторах наземного транспорта.С момента запуска СБП в городском транспорте было успешно совершено более 750 тыс. проходов, что подтверждает востребованность и удобство данной технологии.Виртуальная «Тройка»Это привычная пассажирам транспортная карта, которую можно выпустить в смартфоне любого производителя: как на базе Android, так и iOS. Пассажирам не придется использовать пластиковый носитель для оплаты проезда в городском транспорте. Воспользоваться сервисом могут владельцы всех 50 млн выпущенных «Троек». Виртуальная «Тройка» работает на всех видах городского транспорта: турникетах метро, МЦК, МЦД, регулярного речного транспорта и валидаторах наземного транспорта. Важно, что сервис разработан полностью на базе отечественных технологий.Чат-бот «Александра»Чат-бот «Александра» – это виртуальный помощник пассажиров Московского транспорта, специально созданный для решения широкого спектра вопросов, связанных с городскими поездками. Этот умный бот не только отвечает на запросы пользователей в чате, но и оперативно помогает решать возникающие проблемы онлайн.Среди возможностей чат-бота – круглосуточные ответы на вопросы, заказ сопровождения маломобильных пассажиров, консультации по тарифам и правилам проезда, помощь в настройке сервисов оплаты по биометрии и многое другое. Удобство и многофункциональность сделали чат-бота незаменимым помощником для миллионов жителей и гостей столицы.Чат-бот интегрирован с различными системами городского транспорта, что позволяет ему предоставлять информацию о расписании и интервалах движения, закрытиях и ремонтах, а также о статусе эвакуированного автомобиля. С момента своего запуска «Александра» стала одним из основных каналов взаимодействия с пассажирами, особенно во время пиковых нагрузок и сложных ситуаций на транспорте.
Взаимодействие с органами власти / GR-достижения организации
-
Технологии и решения
-
Общественный вклад
Социальная значимость
Специально для «Тройки» разработана программа лояльности «Город». Пассажир пополняет карту и получает возврат средств в виде бонусов. Их можно тратить на оплату проезда или мобильной связи, получать скидки в магазинах и многое другое. У «Тройки» много возможностей. Ей можно расплатиться в кассах Московского зоопарка и Музее транспорта. Принимают «Тройку» на парковках и в парке «Зарядье», на борту прогулочных теплоходов, в «Аэроэкспрессе». Кроме того, карту можно привязать к сервису Велобайк и использовать ее вместо логина при аренде велосипеда. На перехватывающих парковках карту «Тройка» можно использовать вместо парковочного билета, а также для подтверждения поездок на метро, МЦК и МЦД, чтобы оставлять автомобиль на парковке бесплатно с 5:30 до 2:00. Кроме того, автомобилисты могут записать абонемент на парковки со шлагбаумом на карту «Тройка» и заезжать по ней.
Социальная значимость приложения «Метро Москвы»: С помощью приложения можно создать обращение о забытых вещах в транспорте, оставить заявку на сопровождение сотрудниками ЦОМП, написать чат-боту Александре и многое другое – например, чат-бот позволяет получить справку о задержке движения в случае опоздания на работу по этой причине. Также в нем есть уникальная функция для транспортных приложений – оценка загруженности вагонов метро в режиме онлайн. Стоя на платформе, с помощью приложения пассажир может узнать, насколько будет загружен каждый вагон прибывающего поезда и выбрать самый свободный для комфортной поездки. В приложении можно привязать карту москвича. Функция дает возможность просматривать историю поездок, а студентам еще и покупать проездные без обращения в кассу. Также в сентябре 2023 г. в приложении заработала «заморозка» годовых абонементов на 14 дней. Это удобно на время поездки в отпуск, командировку или, например, в случае больничного. Если воспользоваться этим сервисом, дополнительные две недели прибавятся к общему сроку действия годового абонемента.
Экономическая значимость: Внедрение карты «Тройка» позволяет городу экономить 2,5 млрд рублей ежегодно за счет отказа от печати чеков и бумажных билетов.
PR и ключевые СМИ об организациях
https://tass.ru/obschestvo/22126025
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6673e88e9a794732f2bae8ae
https://www.msk.kp.ru/online/news/5825654/
https://rg.ru/2024/01/11/reg-cfo/v-stolichnom-metro-i-mck-zarabotala-sistema-bystryh-platezhej.html
https://vm.ru/news/1181207-deptrans-v-metro-postupili-12-milliona-troek-s-rossijskimi-mikroshemami
https://www.interfax.ru/moscow/934483
https://www.youtube.com/watch?v=6-tJefwQhO4
https://ria.ru/20231223/troyka-1917643340.html
Сайты, мобильные решения, интернет-проекты организации
Приложение «Метро Москвы» – это современное, удобное и многофункциональное решение для пассажиров столичного транспорта. Оно не только упрощает повседневные поездки, но и предоставляет доступ к широкому спектру дополнительных услуг, делая использование городского транспорта в Москве более комфортным и эффективным. В нем можно полноценно управлять «Тройкой» онлайн: покупать любые абонементы, подключить автоплатеж, перенести баланс и остаток поездок на новую карту в случае потери, посмотреть историю проходов и операций. Также в приложении можно приобретать билеты на междугородние автобусы, подключиться к биометрии. С постоянными обновлениями и улучшениями, приложение «Метро Москвы» продолжает развиваться, отвечая на растущие потребности пользователей и внедряя инновационные технологии в сферу городского транспорта. С момента запуска приложение скачали почти 15 млн раз, каждый месяц его возможностями активно пользуются 2,1 млн человек.