Шорт-лист
Организация:

Номинация:

Народное голосование

https://platform.kruzhok.org/

Национальная киберфизическая платформа «Берлога»

Организация:

Номинация:

Народное голосование

https://platform.kruzhok.org/

Национальная киберфизическая платформа «Берлога» — это первый в мире проект по массовому вовлечению детей в техническое творчество и технологическое образование через самый популярный канал внимания современных школьников — мобильные игры. В рамках проекта разработан комплекс мероприятий и технологических решений, призванных обеспечить технологический суверенитет страны посредством вовлечения учащихся в прорывные тематики. Проект реализуется командой Агентства стратегических инициатив, АНО «Платформа НТИ», Кружкового движения Национальной технологической инициативы и Правительства Республики Башкортостан, которая выступает пилотным регионом запуска Национальной киберфизической платформы.В основе проекта — созданная российскими разработчиками игровая платформа «Берлога», на базе которой выпускается серия свободно распространяемых мобильных игр, объединенных общим сюжетом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета России. «Берлога» становится точкой входа школьников в технологическое образование, помогает заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию и другим востребованным навыкам.Персонажи, с которыми играют школьники в «Берлоге» — добродушные медведи с другой планеты, представители высокотехнологичной цивилизации в лице программистов, инженеров, биотехнологов и пр. — они учатся и совершают открытия, создают новые технологии и решают проблемы, любят свою Родину и готовы ее защитить. В «Берлоге» школьник может программировать прямо в игре, получая уникальные возможности, недоступные другим игрокам, а также развивать персонажа за счет участия в реальных образовательных мероприятиях.В базовом варианте игра доступна всем российским школьникам. Когда регион включается в реализацию проекта, у пользователей появляются дополнительные возможности. Благодаря интеграции «Берлоги» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ, в процессе игры школьнику предложат, например, прийти в ближайший технологический кружок и собрать и запрограммировать коптер, который затем появится в виртуальном пространстве игры как особое достижение персонажа. Развивать персонажа можно и за счет участия в других реальных образовательных мероприятиях – олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах и т.д., в том числе и онлайн – вне зависимости от региона проживания пользователя. Игра будет мотивировать школьников постоянно осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы развивать своего персонажа и развиваться самому. Свои реальные достижения школьник может не только перенести в игру, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу портфолио на платформе «Талант».Большая часть составляющих проекта «Берлога» уже были апробированы в рамках деятельности Кружкового движения НТИ за последние несколько лет: модель технологических кружков, множество образовательных решений по тематикам НТИ и Национальной технологической олимпиады, созданных российскими разработчиками, программы массовой подготовки наставников, платформа «Талант», которая накапливает «цифровой след» с достижениями технологически ориентированных школьников. Национальная киберфизическая платформа «Берлога» объединяет эти элементы в единую экосистему — доступную и понятную школьникам, педагогам, руководителям в сфере образования и родителям.На первом этапе, в 2023/2024 учебном году, технологические кружки нового типа, где школьники смогут проходить образовательные программы и участвовать в мероприятиях, чтобы «прокачивать» игровых персонажей, открываются в Республике Башкортостан — пилотном регионе запуска проекта. По итогам презентации проекта на XXVI Петербургском международном экономическом форуме соглашения о включении в реализацию Национальной киберфизической платформы заключили Камчатский край, Сахалинская область, Севастополь, достигнуты предварительные договоренности с Новосибирской областью и другими регионами. С дальнейшим развитием платформы планируется вовлекать все российские регионы с перспективой охвата Национальной киберфизической платформой «Берлога» всей страны и максимального вовлечения учащихся в современные технологии.Включение региона в проект происходит на трех уровнях:1) Разработка программного обеспечения в рамках НКФП «Берлога». В зависимости от выбранной модели может быть разработана самостоятельная игра или новый персонаж, который подчеркнет значимые социо-технологические вопросы для региона. Мобильная игра «Берлога» станет инструментом управления региональной образовательной системой, направляя внимание и любопытство в школьников в сторону важных направлений профориентации и ответственности за свой родной край. Новая игра или персонаж могут быть доступны для жителей всех городов России, привлекая внимание к региону, формируя образ его связи с современными технологиями и повышая его привлекательность для учебы, работы и жизни.2) Открытие кружков и подготовка педагогов в регионе. Технологические кружки являются ключевой содержательной единицей проекта — именно они становятся площадками реального действия, в которое переходят участники мобильных игр. Благодаря регулярным открытым мероприятиям кружков, которые анонсируются внутри мобильной игры, а также системной образовательной и проектной деятельности кружка школьники вовлекаются в техническое творчество, участвуют в инженерных соревнованиях. Для обеспечения этого результата необходим качественный отбор площадок, их подготовка и последующая методическая поддержка. Мониторинг площадок включает в себя очный осмотр пространства, знакомство с наставниками и ревизию имеющегося оборудования, а также детальный анализ данных с платформы «Талант» об участии и достижениях образовательной организации, наставника и участников кружка в значимых инженерных мероприятиях. На основе мониторинга будут отобраны лучшие площадки и подготовлены рекомендации по внедрению программ Национальной киберфизической инициативы и оснащению площадок, а также проведены соответствующие курсы повышения квалификации — для педагогической работы с киберфизическими системами, передовыми педагогическими форматами и необходимым оборудованием. Для поддержки кружков и привлечения внимания школьников региона к проекту необходимо провести запусковое мероприятие: «живую игру» или фестиваль Национальной киберфизической платформы в сеттинге «Берлоги». Это мероприятие станет первым «открытым мероприятием», которое задаст норму «живых мероприятий» и получения игровых баллов в приложении «Берлога». В завершение цикла проекта рекомендуется проведение регионального конкурса проектов технологических кружков, что задаст ритм жизни кружкам Национальной киберфизической платформы в регионе и привлечет внимание других площадок к вопросам киберфизических систем.3) Продвижение проекта в регионе. Для популяризации мобильной игры среди подростков и увеличения количества скачиваний важна рекламная кампания: работа с социальными сетями, блогерами и родительскими сообществами. В рамках проекта регион может выбрать более или менее интенсивное продвижение проекта в регионе, а также возможность продвижения региона на федеральных технологических мероприятиях, благодаря стенду «Берлоги».

Вклад организации в развитие Рунета / цифровой экономики

Национальная киберфизическая платформа «Берлога» (НКФП) — это первый в мире проект по массовому вовлечению детей в техническое творчество и технологическое образование через самый популярный канал внимания современных школьников — мобильные игры. В рамках проекта разработан комплекс мероприятий и технологических решений, призванных обеспечить технологический суверенитет страны посредством вовлечения учащихся в прорывные тематики. Проект реализуется командой Агентства стратегических инициатив, АНО «Платформа НТИ», Кружкового движения Национальной технологической инициативы и Правительства Республики Башкортостан, которая выступает пилотным регионом запуска Национальной киберфизической платформы.

В основе проекта — созданная российскими разработчиками игровая платформа «Берлога», на базе которой выпускается серия свободно распространяемых мобильных игр, объединенных общим сюжетом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета России. «Берлога» становится точкой входа школьников в технологическое образование, помогает заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию и другим востребованным навыкам.

Персонажи, с которыми играют школьники в «Берлоге» — добродушные медведи с другой планеты, представители высокотехнологичной цивилизации в лице программистов, инженеров, биотехнологов и пр. — они учатся и совершают открытия, создают новые технологии и решают проблемы, любят свою Родину и готовы ее защитить. В «Берлоге» школьник может программировать прямо в игре, получая уникальные возможности, недоступные другим игрокам, а также развивать персонажа за счет участия в реальных образовательных мероприятиях.

В базовом варианте игра доступна всем российским школьникам. Проект предусматривает возможность включения целого региона – для этого должны быть достигнуты договоренности администрации субъекта и представителей НКФП. Когда регион включается в реализацию проекта, у пользователей, проживающих в нем, появляются дополнительные возможности. Благодаря интеграции «Берлоги» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ, в процессе игры школьнику предложат, например, прийти в ближайший технологический кружок и собрать и запрограммировать коптер, который затем появится в виртуальном пространстве игры как особое достижение персонажа. Развивать персонажа можно и за счет участия в других реальных образовательных мероприятиях – олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах и т.д., в том числе и онлайн – вне зависимости от региона проживания пользователя. Игра будет мотивировать школьников постоянно осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы развивать своего персонажа и развиваться самому. Свои реальные достижения школьник может не только перенести в игру, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу портфолио на платформе «Талант».

По итогам презентации проекта на XXVI Петербургском международном экономическом форуме соглашения о включении в реализацию Национальной киберфизической платформы заключили Камчатский край, Сахалинская область, Севастополь, достигнуты предварительные договоренности с Новосибирской областью и другими регионами.

Большая часть составляющих проекта «Берлога» уже были апробированы в рамках деятельности Кружкового движения НТИ за последние несколько лет: модель технологических кружков, множество образовательных решений по тематикам НТИ и Национальной технологической олимпиады, созданных российскими разработчиками, программы массовой подготовки наставников, платформа «Талант», которая накапливает «цифровой след» с достижениями технологически ориентированных школьников. Национальная киберфизическая платформа «Берлога» объединяет эти элементы в единую экосистему — доступную и понятную школьникам, педагогам, руководителям в сфере образования и родителям.

Взаимодействие с органами власти / GR-достижения организации

Проект реализуется командой Агентства стратегических инициатив, АНО «Платформа НТИ», Кружкового движения Национальной технологической инициативы и Правительства Республики Башкортостан, которая выступает пилотным регионом запуска Национальной киберфизической платформы. После презентации проекта на Петербургском международном экономическом форуме соглашения о включении в реализацию Национальной киберфизической платформы заключили Камчатский край, Сахалинская область, Севастополь, достигнуты предварительные договоренности с Новосибирской областью и другими регионами. GR-достижения проекта:Владимиру Путину представили проект Национальной киберфизической платформы «Берлога», который вошел в число победителей форума «Сильные идеи для нового времени»: http://kremlin.ru/events/president/news/71554 «Технопром-2023», где Вице-премьер Дмитрий Чернышенко ознакомился с флагманскими проектами Кружкового движения НТИ, включая Национальную киберфизическую платформу «Берлога»: http://government.ru/news/49317/ Национальная киберфизическая платформа «Берлога» стала одной из тем обсуждения во время встречи вице-премьера Дмитрия Чернышенко с генеральным директором АСИ Светланой Чупшевой: http://government.ru/news/49475/ Кружковое движение НТИ, АСИ, Платформа НТИ и Республика Башкортостан представили на ПМЭФ Национальную киберфизическую платформу «Берлога»: https://www.interfax-russia.ru/volga/news/bashkiriya-pervoy-v-strane-zapustila-kiberplatformu-berloga Национальная киберфизическая платформа «Берлога» представлена на стенде Республики Башкортостан на Международной выставке «Россия» на ВДНХ: https://www.bashinform.ru/news/social/2023-11-04/shkolniki-ambassadory-bashkirii-na-vystavke-rossiya-predstavili-proekt-berloga-3506925 Фиджитал-игру «Берлога» провели в рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2023» в Новосибирске: https://asi.ru/news/195796/

Технологии и решения

В основе проекта — созданная российскими разработчиками игровая платформа «Берлога», на базе которой выпускается серия свободно распространяемых мобильных стратегических видеоигр, объединенных общим сюжетом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета России. «Берлога» становится точкой входа школьников в технологическое образование, помогает заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию и другим востребованным навыкам. Платформа включает не только мобильные игры, но также пакет технологических решений, сеть технологических кружков, очных и онлайн-мероприятий, участие в которых поможет школьникам получить дополнительные возможности в играх, обучиться программированию и другим востребованным компетенциям.Технологические и организационные составляющие проекта:1. Свободно распространяемые (бесплатные) мобильные стратегические видеоигры для школьников с элементами обучения программированию, посвященные направлениям развития технологического суверенитета России и объединенные общим сюжетом о мире технологически продвинутых медведей.Примеры: мобильная игра «Берлога: Защита пасеки», релиз состоялся в июне 2023 г. на платформе RuStore; мобильная игра «Берлога: Академия», релиз состоялся в октябре 2023 г. на платформе RuStore.2. «Живые» игры с элементами фиджитал-соревнований, соединяющие увлекательный сюжет игр «Берлоги» с реальными заданиями в области электроники (пайка электронных плат управления), сборки и управлениями беспилотниками и т.д.Примеры: фиджитал-многоборье «Бурелом» для школьников, которое проводилось на площадке форума «Технопром» в августе 2023 г. в Новосибирске; фиджитал-игра «Берлога» и хакатон «Казаки-разбойники: Три медведя» для школьников, которые прошли на площадке интенсива «Архипелаг 2023» в июле-августе 2023 г. в Новосибирске.3. Сеть новых технологических кружков НКФП «Берлога».Примеры: в рамках пилотного запуска проекта в Республике Башкортостан на конкурсной основе выбраны наставники и площадки, на базе которых с сентября 2023 г. сформирована сеть из 91 кружка НКФП «Берлога».4. Образовательные программы для технологических кружков, открывающихся в регионах в рамках запуска Национальной киберфизической платформы «Берлога».Пример: в 2023 г. в рамках пилотного запуска проекта разработаны 15 образовательных программ для кружков НКФП «Берлога» по различным направлениям: программирование, разработка мобильных приложений, робототехника, компьютерное зрение, спутникостроение, схемотехника и др.

Общественный вклад

Включая в мобильные игры образовательный компонент, мы повышаем у школьников интерес к технологиям: программированию, робототехнике, электронике, беспилотникам, биотехнологиям и т.д. Зародившись в игре, этот интерес перейдет в реальный мир, когда подростки запишутся на занятия в кружки НКФП (естественно-научных и инженерных направлений), начнут участвовать в хакатонах, конкурсах, челленджах, инженерных соревнованиях, в том числе в Национальной технологической олимпиаде. Часть из них благодаря активному и успешному участию в образовательных мероприятиях поступят в ведущие технологические колледжи и вузы страны и продолжат собственное развитие в этом направлении: станут частью команд, реализующих технологические проекты по тематикам технологического суверенитета страны, будут открывать собственные стартапы. Тем самым мы привлекаем талантливую, прогрессивную молодежь в решение важных государственных задач, увеличиваем количество квалифицированных инженерных и IT-кадров и обеспечиваем технологический суверенитет страны.Также благодаря проекту меняется отношение к образовательным играм и игровым форматам среди родительского и педагогического сообществ и происходит распространение отечественного технологического оборудования в организациях основного и дополнительного образования.Количественные результаты проекта (по состоянию на конец ноября 2023)В 2023 году в рамках проекта разработано и опубликовано для скачивания в RuStore две мобильные игры: «Берлога: Защита пасеки» (до 10 тысяч скачиваний) и «Берлога: Академия» (до 1 тысячи скачиваний, игра вышла в ноябре 2023).В Республике Башкортостан создана сеть из 91 нового технологического кружка НКФП «Берлога», где школьники могут обучаться программированию, электронике, 3D-моделированию, робототехнике и пр. Разработаны 15 образовательных программ для проведения занятий в технологических кружках НКФП «Берлога». Разработана и апробирована серия «живых» игр с элементами фиджитал-соревнований для школьников, соединяющих сюжет игр «Берлоги» с реальными заданиями в области электроники, сборки беспилотников и управлениями ими и т.д.Всего в кружках НКФП и мероприятиях проекта за несколько месяцев реализации были задействованы более 5 000 школьников.

PR и ключевые СМИ об организациях

На ПМЭФ-2023 презентуют Национальную киберфизическую платформу «Берлога» https://www.vedomosti.ru/press_releases/2023/06/13/na-pmef-2023-prezentuyut-natsionalnuyu-kiberfizicheskuyu-platformu-berlogaВышка на ПМЭФ: зачем нужна «Берлога» и почему Арктика не может ждать https://www.hse.ru/news/expertise/841082904.htmlВ «Берлоге» не до спячки: Мобильная игра научит детей программированию и робототехнике https://resbash.ru/articles/obrazovanie/2023-07-04/v-berloge-ne-do-spyachki-3325889 Удивили беспилотниками и «Берлогой» https://resbash.ru/articles/ekonomika/2023-06-20/udivili-bespilotnikami-i-berlogoy-3306785 Медведи из «Берлоги» заманивают школьников в инженерные профессии https://dzen.ru/media/leader/medvedi-iz-berlogi-zamanivaiut-shkolnikov-v-injenernye-professii-64a6b8c22531b624fe543f9e Как мотивировать школьников идти в инженеры и айтишники https://vc.ru/u/1324628-leader-id/750101-kak-motivirovat-shkolnikov-idti-v-inzhenery-i-aytishniki Медведи против пчёл. Как играя в видеоигру научиться программировать (телеканал UTV) https://www.youtube.com/watch?v=62NKVmJj71k Дмитрий Чернышенко ознакомился с флагманскими проектами Кружкового движения НТИ на «Технопроме» https://daily.hse.ru/post/1495Компьютерные игры на НТО Junior — хороший старт в геймдеве. Часть 2 https://journal.kruzhok.org/tpost/jl31bhc581-kompyuternie-igri-na-nto-junior-horoshii Знакомим российских школьников с технологиями через мобильные игры про медведей https://journal.kruzhok.org/unions/tpost/aj1dnxyh81-znakomim-rossiiskih-shkolnikov-s-tehnolo Хакатон с беспилотниками по мотивам игры «Берлога» провели на «Архипелаге 2023» https://journal.kruzhok.org/tpost/xa7ixl7d61-hakaton-s-bespilotnikami-po-motivam-igri В игровой вселенной «Берлога» вышла бесплатная визуальная новелла «Академия» https://journal.kruzhok.org/tpost/nld0hov1f1-v-igrovoi-vselennoi-berloga-vishla-bespl Игры Национальной киберфизической платформы «Берлога». Часть 1 https://journal.kruzhok.org/tech/tpost/vykeetsed1-igri-natsionalnoi-kiberfizicheskoi-platf Игры Национальной киберфизической платформы «Берлога». Часть 2 https://journal.kruzhok.org/tech/tpost/ebx1vnarj1-igri-natsionalnoi-kiberfizicheskoi-platf Игры Национальной киберфизической платформы «Берлога». Часть 3 https://journal.kruzhok.org/tech/tpost/f6j50tta71-igri-natsionalnoi-kiberfizicheskoi-platf

Сайты, мобильные решения, интернет-проекты организации

Сайт НКП "Берлога" https://platform.kruzhok.org/Платформа НКП "Берлога" и платформа "Талант" https://talent.kruzhok.org/platform/Игра "Защита пасеки" https://apps.rustore.ru/app/org.kruzhok.apiarydefenceИгра "Академия" https://apps.rustore.ru/app/org.kruzhok.academy