ВТБ (ПАО). Налоговый вычет
Банк ВТБ является вторым в России банком по объемам розничного бизнеса. Более 15 млн клиентов решают свои финансовые задачи с ВТБ, более 8,5 млн клиентов ежедневно пользуются приложением ВТБ Онлайн, более 1 млн 850 тыс. человек приобрели жилье с помощью ипотечных программ Банка. Миссия банка – помогать людям воплощать их планы, создавая лучшие финансовые решения. В этом клиентам помогает 79 тыс. сотрудников и работает 1,5 тыс. отделений банка. Последние два года стали временем стремительной цифровизации для банка ВТБ. Были созданы сервисы, которые позволили создать дополнительные конкурентные преимущества, серьезно упрочить лидерские позиции ВТБ на рынке и привлечь новых клиентов.
Компания
Одним из шести приоритетов стратегии Группы ВТБ является цифровая трансформация, основными целями которой являются:• Создание наиболее востребованных клиентами цифровых продуктов• Увеличение доли сервисов в цифровых каналах и обеспечение единого клиентского опытаВ рамках стратегии ВТБ, направленной на 100% цифровизацию сервисов и реализацию ESG-инициатив, мы, в партнерстве с ФНС, предложили своим ипотечным клиентам удобную безбумажную процедуру имущественного налогового вычета через ВТБ Онлайн, которая значительно упрощает процесс подачи заявления и получения денег. Ежегодно граждане РФ, приобретая недвижимость, возвращают около 200 млрд руб. налогов. Но для этого им необходимо пройти не простой путь. Гражданам нужно собрать документы, изготовить их скан-копии, оформить декларацию 3-НДФЛ (или обратиться за платной помощью), затем подать документы в ФНС и ждать поступления средств 4+ месяца. Сегодня каждый второй человек ходит в ФНС с пакетом документов лично, т.к. осведомленность о возможности подать документы через Личный кабинет ФНС до сих пор низкая. Отсюда возникают проблемы с очередями, временными затратами, человеческим фактором ошибок из-за бумажного документооборота, а также операционными издержками на прием, хранение и последующее уничтожение архива бумажных документов.Упрощенная онлайн-процедура позволяет ипотечным заемщикам ВТБ сократить срок получения налогового вычета в 4 раза — с 4 до 1 месяца, не требует посещения офиса банка и ФНС. С ноября 2021 клиентам не нужно собирать бумажные документы, их скан-копии и оформлять декларацию 3-НДФЛ. Мы уже сэкономили сотни часов ипотечным клиентам ВТБ, т. к. новый сервис позволяет подать заявление на имущественный вычет в режиме онлайн в несколько кликов. Также благодаря данному проекту снижены операционные издержки ФНС за счет автоматизации процесса и того, что подача заявки на налоговый вычет происходит дистанционно.Запуск подобных сервисов позволит ВТБ создать дополнительные конкурентные преимущества, благотворно скажется на индексе потребительской лояльности и привлечет в Банк новых клиентов.
Сервис упрощенного возврата налогов был запущен благодаря слаженной работе и вовлеченности коллег из множества подразделений банка, а также непрерывному взаимодействию с Федеральной Налоговой Службой (ФНС). Для оформления имущественных вычетов клиентам в упрощенном порядке ВТБ передает сведения в ФНС России. Благодаря этому система автоматически анализирует данные банка и программных комплексов ФНС и генерирует предзаполненные заявления на вычет в личном кабинете налогоплательщика – физического лица. Партнерами в реализации сервиса упрощенного возврата налогов стали компании – Иннотех и ФНС.
Онлайн-сервис упрощенного возврата налогов за ипотеку – это комплексное решение по получению налогового вычета без бумаг, справки 3-НФДЛ и походов в ФНС. Решение реализовано на базе интернет и мобильного банка ВТБ Онлайн.
Чтобы вернуть налог, ипотечному клиенту ВТБ необходимо зайти в раздел «Госуслуги» в ВТБ Онлайн и подтвердить направление соответствующей заявки в ФНС. Банк направит сведения в электронном виде в ведомство, после чего клиенту останется лишь подписать цифровое предзаполненное заявление своей электронной подписью в личном кабинете ФНС. После камеральной проверки в ФНС денежные средства автоматически поступят на счет клиента в ВТБ.ИТ-решения коснулись как front-end и back-end частей. Front-end – это ВТБ Онлайн и Интернет-банк. Back-end – система управления бизнес-операциями (СУБО) и канал взаимодействия с ФНС.
Мы создали уникальный сервис, которым с момента запуска (ноябрь 2021 года) уже воспользовались более 21 тысячи ипотечных клиентов ВТБ. При этом клиенты смогли вернуть налоги за жилье и проценты по ипотеке на счета Банка на сумму 1,1 млрд рублей. По нашим оценкам, к концу 2025 года сервисом упрощенного возврата налогов за жилье и ипотеку в ВТБ Онлайн воспользуются более 200 000 клиентов ВТБ и смогут таким образом вернуть 10 млрд рублей.
Уникальность сервиса:
• срок подготовки и подачи заявления и документов сокращен с нескольких дней до нескольких минут;
• полностью исключен бумажный документооборот и необходимость заполнения декларации 3-НДФЛ;
• сокращены операционные расходы со стороны ФНС - ускорен процесс рассмотрения заявлений от граждан
• Срок проведения камеральной проверки сокращен в 3 раза по сравнению со стандартной процедурой: с 3-х до 1-го месяца;
• Сокращено количество ошибок и отказов клиентам за счет того, что убрали ручной труд инспекторов ФНС;
• Повышена прозрачность процессов, теперь у клиентов есть возможность следить за процессом рассмотрения заявления;
Руководство банка оказало сильнейшую поддержку при реализации этого проекта. Благодаря этой поддержке, а также слаженной работе сотрудников стрима «Государственные услуги» запуск прошел в рекордно быстрые сроки (согласования, которые занимали ранее 3–4 месяца, проходили за 1-2 недели). В результате сервис заработал в ноябре 2021 года, через 6 месяцев с момента выхода закона №100-ФЗ.
Среди первых лиц Банка, хотелось бы отметить неоценимый вклад в поддержку проекта - Анатолия Печатникова, заместителя Президента-Председателя Правления ВТБ и Святослава Островского, члена правления банка ВТБ: «ВТБ стремится к 100%-ной цифровизации клиентских продуктов и сервисов. Совместно с ФНС мы первыми среди российских банков обеспечили возможность оформить налоговый вычет, который входит в число наиболее востребованных госуслуг, полностью в дистанционном формате. Онлайн-сервис позволяет ипотечным заемщикам существенно сэкономить время на подачу заявления и сократить сроки его рассмотрения — в результате налоговый вычет возвращается клиенту почти втрое быстрее и не требует заполнения бумажных документов.»
Со стороны ИТ-блока хочется выразить благодарность Алексею Фетисову, руководителю департамента технологического развития розничного бизнеса, старшему вице-президенту Банка ВТБ, за содействие в ИТ-обеспечении и реализации проекта в назначенные сроки. А также хочется подчеркнуть вклад и поддержку при реализации этого проекта со стороны ФНС, в частности Михаила Сергеева, начальника управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России:«За счет расширения информационного взаимодействия и введения автоматизированных проверок в программном комплексе ФНС получение налоговых вычетов по НДФЛ для налогоплательщиков становится максимально удобным и осуществляется проактивно. В мае ВТБ стал первым участником такого взаимодействия, наладив передачу сведений в ФНС для предоставления в упрощенном порядке вычета в сумме денежных средств, внесенных на индивидуальные инвестиционные счета (ИИС)... Среднее время получения средств с момента акцептования заявления составляет 12 дней. Сейчас такое электронное взаимодействие распространяется и на функцию получения имущественных налоговых вычетов».
Об уникальности и удобстве онлайн-сервиса упрощенного возврата налогов за ипотеку было упомянуто множество раз - как в наших официальных пресс-релизах Банка, так и в СМИ – и даже на федеральном канале ТВ.
Пресс релизы банка ВТБ:
Ключевые СМИ:
ТВ – Первый канал – Новости:
ФНС России - https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11577210/
«Российская газета» - https://rg.ru/2021/11/10/rossiiane-smogut-besplatno-oformit-imushchestvennyj-nalogovyj-vychet-onlajn.html
CNEWS - https://www.cnews.ru/news/top/2021-11-10_klienty_vtb_smogut_oformit
Онлайн-сервис упрощенного возврата налогов за ипотеку – это первое в России комплексное решение по получению налогового вычета без бумаг, справки 3-НФДЛ, похода в ФНС и офис банка. Решение реализовано на базе интернет и мобильного банка ВТБ Онлайн.
Сайт проекта – https://www.vtb.ru/personal/drugie-uslugi/gosuslugi/nalogovyy-vychet/
Видео процесса в мобильном приложении - https://rutube.ru/video/b4df9f7137db90f4a25140a822f45262/
Пост в официальной группе VK ВТБ - https://vk.com/vtb?w=wall-22749457_65745%2Fall